Общий раздел > Потешная макулатура, или Что не нужно читать о Буддизме

Томек Ленерт "Жулики в рясах"

(1/36) > >>

IvanArseniev:
 
На фотографии перед нами - Томек Ленерт, автор эпохального труда "Жулики в рясах". Вглядитесь в мудрое и просветлённое лицо этого человека: бровки приподняты как бы в лёгком вопросе, а длинный нос явно куда-то оттягивает шею и голову Томека. Те, кто знаком с его книгами, - знают, что нос тянется в простанство не просто так.
       Томеков нос ищет корзину с грязным бельём, - пусть даже самую скромную завалящую корзинку. Ибо рыться в грязном белье - истинное наслаждение Томека Ленерта. Причём ежели подходящего белья вдруг не найдётся, то будьте спокойны: Томек его выдумает.


       Прежде, чем мы перейдём к обсуждению томика Томека, - хочу предупредить: сейчас мы обсуждаем только книгу Ленерта, - а отнюдь не истинность Кармап и не ламу Оле, коего явно боготворит наш польский искатель грязных носков. Ни Оле Нидал, ни Кармапы в творчестве Ленерта не виноваты. Поэтому при обсуждении вопроса прошу проявлять максимальную деликатность: некозяво нам уподобляться Томеку Ленерту, согласитесь. ;)



      Итак, "Жулики в рясах".
      Книга посвящена расколу в Кагью, поиску Кармапы и коварству тибетских интриганов. Раскол в Сангхе - безусловно, трагедия. Возможно, в ином изложении это было бы понятно каждому читателю. Но Томек Ленерт, благодаря своему ...гм... своеобразному литературному стилю, знанию истории и т.д. умудрился преподнести дело так, что даже самый сурьёзный читатель сможет сохранять эту самую сурьёзность очень недолго. От силы - на полстраницы. Дальше начинаются приступы неконтролируемого веселья.
     
      Начнём с "исторической части". Томек утверждает, что ключ к расколу скрыт в глубине веков: «ключ этот лежит в истории Тибета - мира, герметически закрытого до китайского вторжения». Этой фразой автор приглашает нас совершить исторический экскурс. И в этой же фразе содержится первая историческая ошибка: Тибет был закрыт в течение весьма непродолжительного периода - около двух веков, начиная с того момента, как в Китае пришла к власти маньчжурская династия. Всё остальное время Тибет проявлял и проявляет вполне приличную внешнюю активность. Да, в отличие от европейцев, азиаты никогда не стремились порадовать весь мир своей радостью; однако это говорит скорее о такте и об интеллекте, нежели о беспрецедентной закрытости.
      Впрочем, кабы на "герметической закрытости Тибета" исторические изыскания Ленерта заканчивались бы, - то эту маленькую чушь можно было бы простить. Дак ведь нет. Не заканчиваются изыскания-то.
      К примеру, вот что Томек пишет о распространении буддизма на Западе:
      "Двумя западными первопроходцами, горящими желанием познать учение Будды и познакомить с ним Запад, оказались Ханна и Оле Нидал, чьи первые контакты завязались на самом верху тибетской иерархии. В декабре 1969 года Оле и Ханна приехали из Дании в Непал именно тогда, когда в Катманду прибыл XVI Гьялва Кармапа, глава школы Карма Кагью тибетского буддизма."
      О как. Оказывается, до проповеди Оле и Ханны в Европе про буддизм ничего не знали. А вот античные источники говорят об обратном.  :ag: Если же рассуждать об активном распостранении - то буддизм весьма бодро стал продвигаться в Европу с самого начала ХХ века. В Германии буддийские (не вольно-эзотерические, а именно буддийские) организации существуют с 1903 года; в Англии - с 1907. Во Франции официальная дата появления первой буддийской организации - 1929; но гораздо раньше, в самом начале века Агван Дорджиев читал в Париже лекции по буддизму и провёл там службу. Что характерно, прибыл Дорджиев в Париж по приглашению французских буддистов.
      Что же касается периода 60-х (когда китайское завоевание Тибета послужило катализатором распространения Будда-Дхармы в мире) - то Трунгпа Ринпоче, Аконг Ринпоче и другие создали свои центры в Европе и США на несколько лет раньше, чем Оле и Ханна начали свою деятельность.
     
Однако вернёмся к Ленерту и к истории Тибета в его изложении.
"На протяжении нескольких столетий непререкаемая власть в стране принадлежала поочерёдно двум старым буддийским школам «красных шапок» - Сакья и Кагью."
       И когда же, стесняюсь я спросить, было это "протяжение веков"?
       Отродясь не было в Тибете такого интересного периода.  :ag:
       И старейшими школы Кагью и Сакья тоже не являются. Самой старой школой в тибетском буддизме всё-таки будет Ньингма, само название которой - "Школа старых переводов" - возникло в противовес более молодым направлениям. А если совсем строго, то старшей будет традиция Дзогчен, коя восходит ещё к бону и смыкается с буддийскими школами. Сакья, Кагью и Кадампа (позже преобразованная в Гелуг) возникли гораздо позже Ньингмы и практически одновременно друг с дружкой, в XI веке.
      Дело в том, что до правления Ландармы (IX век), - которого, к счастью, буддисты успели порешить раньше, чем Ландарма успел порешить буддизм,  :ag: -  никакого деления на школы не наблюдалось. Зато после Ландармы понадобилось делать новые переводы текстов, восстанавливать линии передачи и так далее. Тогда от нескольких великих учителей появились несколько школ: Атиша дал начало Кадампе, Марпа создал Кагью и так далее.
       Почему у Ленерта всё это разнообразие превратилось в дуумвират Сакья\Кагью - загадка. Но наш автор решил не останавливаться на достигнутом, и храбро продолжает изобретать тибетскую историю:
       "К началу XVII века всплыла новая сила и начала угрожать политическому статус-кво - орден «жёлтых шапок»."  :ag: Упомянутый здесь статус-кво - это, вероятно, то самое поочерёдное правление Сакья и Кагью, кое родилось в воспалённом воображении Томека?
       "Во главе с могущественным V Далай-ламой и его министрами, обладавшими большим авторитетом, гелугпинцы пригласили в Тибет в 1638 году монгольского полководца Гушри-хана. Их замысел состоял в том, чтобы сокрушить Кагью, захватить правление и укрепиться в Кхаме на востоке и в мятежном Цанге на юге страны. Получив карт-бланш, свирепые монгольские орды сровняли с землёй или обратили в традицию Гелугпа большое число монастырей Ньингма. По приказу министров Далай-ламы армия напала на стан X Кармапы, тому пришлось бежать и провести тридцать лет в изгнании. Школа Добродетельных огнём и мечом добилась политической гегемонии", - продолжает окрылённо фантазировать Ленерт.
       Пятый Далай-лама и впрямь пригласил в Тибет Гуши-хана. Дык вот только пригласил он его, чтобы защитить Лхасу от десятитысячного войска Цохор-Цогто. Разумеется, здесь не следует забывать о личных интересах Гуши-хана и Цохор-Цогто, - однако удача оказалась на стороне ойратского Гуши-хана и Далай-ламы V. Кстати, упомянутые Ленертом "свирепые монгольские орды" - это как раз основа тибето-монгольского альянса, благодаря коему Тибет сохранил независимость в дальнейшем, несморя на активные притязания китайской династии Мин.
      Насчёт разрушенных монастырей Ньингма, - хотелось бы напомнить, что школа Ньингма выступила в союзе с Гелуг. И активно помогала Гуши-хану в борьбе с цзанцами. Так что если кто и разрушал ньингмапинские монастыри - дак отнюдь не желтошапочники и не союзные войска ойратов.
      И немножко - насчёт "огнём и мечом". ;) Чегой-то забыл уважаемый Ленерт, как до прихода Гуши-хана представители Карма Кагью уничтожали сторонников Гелуг; и о цзанских гарнизонах вокруг Лхасы, и об отнятых у Гелуг монастырях, и о том, что все детские годы Далай-лама Пятый скрывался от покушений красношапочных активистов, - обо всём этом Ленерт как-то подсклерозил.
      Я далёк от того, чтобы обвинять Кагью в разных ужастях. В отличие от Томека, я прекрасно понимаю, что в Тибете на тот момент шла межклановая война, - однако специфика Тибета такова, что кланы имели отношение к определённым религиозным школам и монастырям. Кроме того, я понимаю, что любая война малость отличается от благотворительного обеда. Пересчитывать грехи друг друга в подобных раскладах - занятие весьма неразумное: все хороши.
      Да и война та ужо несколько веков, как закончилась, и буддийские школы давным-давно живут в мире.
      Только Ленерт об этом почему-то не знает, как тот вечный партизан из анекдота. Видать, есть тута нечто кармическое. :ag:  Пепел Клааса стучит в сердце нашего ляха.
      Причём пепел Клааса попался на редкость беспокойный. Поэтому Томек упорно продолжает радовать нас историческими сенсациями:
      "V Далай-лама предложил императору китайской династии Чинг взять под защиту его и его царство. Далай-ламу приняли с распростёртыми объятиями; император не только ниспослал свою великодушную опеку, но и ввёл в Тибете систему чередования двух монархов - Далай-ламы и Панчен-ламы".
      Положительно, "черелования правлений" - это некая навязчивая идея Томека. То у него Кагью и Сакья поочерёдно правят Тибетом, а таперича - Далай-лама и Панчен-лама. :ag: Однако разберём сию "сенсацию" по пунктам.
      Для начала заметим, что Панчен-лама никогда не был "сменщиком" Далай-ламы, равно как и наоборот. Панчен-лама (досл. Великий мудрец) - это второй по значимости иерарх школы Гелуг. В некоторых вопросах Панчен-лама авторитетнее Далай-ламы, - но эти вопросы не имеют отношения к светской власти. Далай-лама и Панчен-лама ответственны за поиск перерожденцев друг друга; кроме того, они выступают по отношению друг к другу в роли учителя. Монархом является только Далай-лама.
      Первый Панчен-лама получил свой титул от Пятого Далай-ламы; тогда же Панчен-лама был признан перерождением Амитабхи.
      Однако, вопреки фантазиям Ленерта, династия Цин не имела к этому никакого отношения.
      Что же касается визита Пятого Далай-ламы в Пекин, то Великий Пятый даже не собирался просить у Китая "опеки и покровительства". Дело обстояло с точностью до наоборот. В Пекине Далай-лама побывал дважды: при Императоре Шуньчжи и при Императоре Канси. В первом случае Император просил у Далай-ламы монастырских инструкций, а во втором - просил ввести тибетские и монгольские войска в Китай, дабы подавить восстание. С инструкциями Далай-лама помог, а насчёт войск - отказал.

       А вот договор о взаимодействии по принципу "чой-йон" (учитель - покровитель; исходная индийская форма - бхикшу-данапати) был заключён задолго до правления Великого Пятого. И вообще задолго до появления школы Гелуг.
       Изначально этот тип взаимодействия существовал только внутри государства, но не во внешней политике. "Чой-йон" - это отношения взаимной поддержки между мирянами и монахами; либо между светским правителем-дхармараджей (каковым являлся, например, Ашока) и Сангхой.
       Когда монгольский хан Угэдэй собирался завоевать Тибет, он выслал вперёд отряд своего сына Годана. Однако в Тибете Годан встретил Кунга Чжалсана (Сакья-пандиту). В 1244 г. Годан пригласил Сакья-пандиту в Лянчжоу. Там Сакья-пандита побеседовал с монгольским царевичем, а кроме того, оказал людям врачебную помощь. В итоге Годан отказался от завоевания Страны Снегов, если тибетцы примут монгольский протекторат. Кунга Чжалсан выступил в качестве посредника.
       Хотя поначалу отношения Тибета с монголами строились по формуле "вассал-сюзерен", Сакья-пандита сделал очень много для распространения буддизма среди монгольской знати. После смерти Сакья-пандиты Хубилай-хан, основатель династии Юань в Китае, принял Прибежище в Трёх Дагоценностях и попросил Дрогона Чойгьяла Пхагбу (племянника покойного Сакья-пандиты) быть наставником. Тогда же Хубилай-хан сделал буддизм государственной религией.
       С этого момента был заключён договор о взаимодйствии с Тибетом не по принципу "вассал-сюзерен", а по принципу "лама-покровитель". Изначально это касалось связи Тибета с монголами; но поскольку Хубилай-хан был Императором Китая - то формула "чой-йон" стала распространяться и на тибето-китайские отношения.
       Ещё раз подчеркну: "чой-йон" - это не вассалитет. Это взаимодействие, подобное взаимодействию мирян с монашеской общиной. Почему-то об этом забывают слишком многие, когда начинают рассуждать о договоре Сакья-пандиты и Хубилай-хана. (Первыми "забывчивыми" здесь оказались китайские Императоры династии Цинь, пришедшие к власти несколько веков спустя).
       А вот как Ленерту удалось отправить в XIII век Далай-ламу V - я даж не знаю, право. :ag: И что за загадочный Император Чинг, - который, согласно ленертовским грёзам, принимал посольство Далай-ламы? Не было вроде никаких Чингов в маньчжурской династии.

"В глазах кагьюпинцев такое подчинение китайскому трону было равносильно измене." - Это возмущённое восклицание о поездке Пятого Далай-ламы к несуществующему Императору Чингу. :ag: Однако хотелось бы спросить Томека: ежели Китай всегда был столь отвратителен, что не моги в Пекин съездить, - то почему тогда Кармапы благополучно носят Чёрную Корону, подаренную китайским Императором? :ag:
       Не подумайте, что этой фразой я подкалываю Кагью. Как раз наоборот: я подкалываю людей, которые за лозунгами (навроде "Китай есть зло") не видят объекивной реальности.



На этом сегодня и закончим, пожалуй, ибо устал я.
Завтра продолжу.  :)

Всех - с праздником!
.

IvanArseniev:
Прошу извинить за перерыв, - было некогда писать многабукафф.

Вернёмся к обсуждаемой макулатурке: на том самом месте, где мы остановились.
А остановились мы на посольстве Далай-ламы Пятого в Китай.

Итак, Великий Пятый посетил Императора Канси (он же - Сюанье; Канси - это девиз правления, который для китайских Императоров служит одним из имён), во время которого Далай-лама и Император обменялись золотыми блюдами с выгравированными комплиментами. Император подарил Далай-ламе блюдо с надписью "Далай-лама, держатель ваджры", а Далай-лама подарил Императору аналогичный предмет кухонной утвари, где было написано "Небесный Бодхисаттва Манджушри, великий владыка".
      На этом и разошлись. Хто б знал, что с точки зрения китайского этикета принятие подобного комплимента равносильно принятию власти китайского Императора, и что через десятилетия эта тарелочка аукнется всему Тибету (при Пятом Далай-ламе Китай борзеть постеснялся, разумеется, - но потом...). Описывая историческую встречу, китайские пропагандисты обычно указывают на данный эпизод, - и ссылаются на тарелку, в том смысле, что вместе с блюдом Далай-лама принял титул от китайского Императора.
      Но простите, - ведь Далай-лама тоже подарил Императору тарелочку. Точно такую же. И что, - на основании этого мы будем считать, что Китай признал власть Тибета над собой?
      Опять же: если Тибет признал власть Китая, - то почему во время той же встречи китайский Император скромно просил у Далай-ламы военной помощи, а Далай-лама - отказал?
      Не танцуется вассалитет-то. Никак не танцуется.
      Кстати, аналогичная непонятка (с титулами и комплиментами) вышла потом у Императора Канси с монголами.

      И вот как раз о монголах.
      После смерти Далай-ламы Пятого его преемником стал Цаньян Гьялцо, Далай-лама Шестой. Поскольку отношения с Китаем постепенно накалялись, глава тибетского правительства несколько лет скрывал смерть Великого Пятого (Далай-лама Шестой был уже найден и тайно обучался в монастыре), - авторитет умершего Далай-ламы был столь велик, что позволял сдерживать все возможные конфликты. 
      Тем временем Китай последовательно наступал на юг, подчиняя себе независимые земли Амдо и Кукунора.
      Я не буду сейчас утомлять читателей описанием военных разладов между монгольскими народами; планами Халхи восстановить Империю Чингисхана; конфликтом между правителями Восточного Туркестана (Синцзяна) и так далее. Суть в том, что обстановка в регионе была весьма неспокойна.
      Если Далай-Лама Пятый обладал не только религиозной, но и госудаственной гениальностью, - то юный Далай-лама Шестой проявил совсем иные качества. Он любил писать стихи, любил спорт и женщин, и не испытывал ни малейшего желания принимать монашеские обеты,- равно как и управлять государством. В результате некоторые хошутские ханы заявили, что не считают Цаньена Гьялцо перерождением Далай-ламы. Угрожая военной силой, Лувсан-хан потребовал низложения Шестого Далай-ламы и отправки его в изгнание. Тибетцы встали на защиту Цаньена Гьялцо. Сангье Гьяцо (глава тибетского правительства) выступил против хошутов, но был разбит, а Далай-лама Шестой - пленён. Монахи Дрепунга атаковали хошутов и отбили Далай-ламу, скрыв его в своём монастыре.
      И тут Далай-лама Шестой показал истинную силу духа. Видя, что войска хошутов готовятся уничтожить Дрепунг, Далай-лама покинул монастырь и вышел к врагам на верную смерть. Пожертвовав собой, он сумел остановить кровопролитие.
      Так в возрасте 24 лет Цаньен Гьялцо погиб. Историки обычно считают его слабым правителем. Зато монахи считают Далай-ламу Шестого великим йогином, склонным действовать парадоксально.

      После гибели Шестого Далай-ламы начался разлад. Кто-то считал Цаньяна Гьялцо настоящим перерожденцем, кто-то - нет. Начались поиски нового Далай-ламы, усложнённые тем, что одни искали Шестого (дубль), и нашли сразу двух, а другие - искали Седьмого. Начался раскол в Сангхе и большая междуусобица, усугубляемая войной между монгольскими ханами (хошутами, джунгарами, халхасцами и т.д.), армией гуркхов (которую привёл в Тибет Шамарпа, дабы пограбить Таши-Лунпо) и атаками Пекина. А поскольку ни монголы, ни тибетцы не смогли прийти к согласию между собой, - то победил тот, кто действовал более слаженно.
     Пекин вышел в финал. И это - справедливо.

     Урок, который надо было получить (и который остался невыученным, поскольку китайская жестокость перекрыла прочее) - нельзя устраивать расколы; нечего лезть к тулку с гражданскими мерками; не надо мнить себя мерилом вселенской справедливости. Если бы Лувсан-цэвен, вместо того, чтобы осуждать Шестого Далай-ламу за его странное поведение, - занялся бы устройством собственного государства - и Тибет, и Кукунор,и Амдо были бы самостоятельны. Если бы тогдашний Шамарпа не злорадствовал над расколом в линии Гелуг и не пытался при помощи чужой армии завладеть имуществом Панчен-ламы - Тибет был бы независим, а в линии Кагью не было бы несчастий, связанных с последующим запретом воплощений Шамарпы и недавним расколом.
     Все предпосылки - здесь.
     Глупо думать, что во всём виноват Китай.

И, наконец, надо быть не буддистом, а оболтусом, - для того, чтобы забыть, что все объекты в познании - это аспекты нашего же ума. Поэтому драться из-за того, какой именно мальчик является Далай-ламой или Кармапой - идиотизм. Какой мальчик - настоящий Будда?
    Да любой, ёптыть.

IvanArseniev:
          Итак, в восемнадцатом веке Тибет, Амдо, Кукунор и Синцзян погрузились в гражданскую войну. И что характерно, - не в большую такую общую войну, а в десяток маленьких войн, кои благополучно переплетались друг с дружкой (поскольку общих интересов у участников данного месилова было множество). Одним из таких общих интересов оказалось имущество монастыря Таши-Лунпо, - имуществом заинтересовался тогдашний Шамарпа и сумел заинтересовать им непальских гурков.
          Если до этого в Лхасе воевали (с переменным успехом) хошуты, джунгары, китайцы и тибетцы, - то таперича появились гуркхи, кои по своей жестокости были сопоставимы только с китайцами. И если до этого происходящее можно было назвать стычками, рейдами или нападениями, - то теперь началась настоящая война. Ввод непальских войск дал китайскому Императору основание для активных действий, - потому как подобный бардак около границы Империи угрожал Поднебесной. Разумеется, цинская армия смяла непальцев в мягкий фарш.
          По результату: китайские войска старательно проутюжили не только Тибет, но и Непал, дойдя до Катманду и обложив Непал данью. Тибет и Лхаса оказались под властью Китая. Китайцы контролировали все внешние сношения лам (ну, насколько им это удавалось :ag:). Вот тогда-то и начался период "закрытого Тибета".
         Великий Шамар Тулку вынужден был покончить с собой, поскольку на нём лежала вина за начало военных действий. Сторонников Шамара Тулку освободили, но издали указ, запрещающий искать и устанавливать перерожденцев Шамарпы. Указ этот был отменён Далай-ламой Четырнадцатым, - за что новоявленные раскольники навроде Ленерта почему-то не спешат Далай-ламу поблагодарить.
         Кстати, о Ленерте.  :ag: Чтой-то мы отвлеклись. Вот как храбрый Томек описывает дальнейшие события:
"В 1796 году VII Чинг Лу, император династии Чинг, издал декрет, определяющий новую процедуру узнавания воплощений в Тибете. Ожидающим перерождения известного настоятеля или ламы не нужно было больше беспокоиться о загадочных знаках или долгосрочных поисковых группах. Вместо этого совет, назначенный китайским правителем, должен был попросту выбрать некоторое число подходящих кандидатов на вакантное место тулку. Всех претендентов затем «принаряжали» и готовили для функции духовного лидера. В конце концов, чтобы выявить настоящее воплощение, проводилась лотерея. Наряду с указом император милостиво пожаловал Тибету золотую вазу. Имя кандидата выбиралось жребием - из нескольких имён, написанных на палочках для еды, которые затем бросали в эту вазу. Добрый правитель не забыл уточнить в своем указе, что данный специальный ритуал должен совершаться перед тханкой - святым изображением на свитке, - представляющей не кого иного, как славного VII Чинг Лу самолично. Председательствовать же на церемонии должен был его представитель. И, хотя тибетцам часто удавалось подправить результаты лотереи в свою пользу - посредством взяток и так далее, - их свобода выбора, по крайней мере, в том, что касалось выдающихся тулку Гелугпы, была с тех пор ограничена. Официально «жёлтошапочных» воплощенцев нужно было с тех пор выбирать перед образом Чинг Лу, глазеющего на происходящее со стены".  :ag: :ag: :ag:
А вот как оно было в реале: после того, как китайцы изгнали гуркхов и установили свою власть над Лхасой, китайский Император издал указ о выборе перерожденцев Далай-ламы и прислал в Тибет Золотую вазу.
        Насколько Император имел право лезть со своими указами в столь деликатную сферу - хороший вопрос. Однако сам указ был очень разумен. Он предписывал в случае обнаружения нескольких кандидатов применять жеребьёвку. Предписывалось вести поиски перерожденцев теми методами, кои всегда применялись при поиске Высоких лам. Далее, при обнаружении нескольких кандидатов, следовало:
        "После тщательной проверки всеми сторонами и по получении божественных советов от четырех Великих Защитников буддизма вложить в Золотую вазу, пожалованную Его Величеством Императором, таблички из слоновой кости с написанным на каждой из них именем и датой рождения одного из мальчиков-претендентов на титул живого будды; избрать высокоэрудированного ламу, чтобы он в течение семи дней руководил молебном. После этого провести жеребьевку из Золотой вазы перед образом Шакья-Муни, в присутствии всех хутухт и императорского наместника в Тибете. В случаях, когда результаты гадания перед четырьмя Великими Защитниками буддизма подтверждают одну и ту же кандидатуру, следует вложить в Золотую вазу, помимо таблички с имнем этого кандидата, еще одну пустую табличку без имени. Если жребий выпадает на пустую табличку, то следует провести следующий тур поиска мальчика-перевоплощения живого будды. При выборе мальчика-перевоплощения далая - ламы и панчена - дамы необходимо, чтобы имя каждой кандидатуры писалось одновременно на трех языках - маньчжурском, китайском и тибетском" ("Высочайше утвержденный устав по приведению в порядок дел в Тибете", ст.1. 1793 год).
        Мы должны согласиться с тем, что данный Императорский указ - во-первых, очень разумен; во-вторых, составлен с максимальным уважением к буддийским традициям; в-третьих, не даёт никакого повода обвинить Китай в навязывании Тибету "своих" кандидатов. Потому как способ для навязываний - очень неудобен.
        И вот таперича, когда все ознакомились с первоисточником, прошу объяснить - где долгоносый Томек обнаружил:
а) отмену гаданий и поисков (когда в "Уставе" ясно сказано, что они должны производиться; кроме того, говорится о длительных молитвенных практиках перед жеребьёвкой);
б) палочки для еды, используемые в качестве жребия (в "Уставе" сказано использовать таблички из слоновой кости);
в) председательство китайского чиновника на церемонии (в "Уставе" говорится о ламе, а чиновник должен просто присутствовать, чтобы записать результат);
г) тханку с изображением китайского Императора (в "Уставе" фигурирует изображение Будды Шакьямуни);
д) всю остальную чушь, кою Ленерт написал об этом обряде - начиная с "принаряженных претендентов" и заканчивая загадочным Чинг Лу.
       Если бы этот самый Чинг Лу существовал, и сподобился бы прочесть творение Томека, - то он непременно велел бы казнить означенного Томека. За бунт. :ag:
       Я даже знаю, какая казнь светила бы в этом раскладе. Томека казнили бы через линьчи (казнь для бунтовщиков) - это отрезание кусочков мяса, пока казнимый не умрёт. Казнь жуткая, но Томеку необходимая - чтобы в следующем воплощении не повадно было императорские указы уродовать.
      Словно чувствуя над головой дамоклов меч имперской угрозы (вместе с неизбежным и заслуженным линьчи), Томек пишет:
"Процессы гласности, подотчётности и демократии, составляющие краеугольный камень современного общества на Западе, были неведомыми понятиями в старом Тибете. Идеям о каких-нибудь элементах представительного управления и хотя бы мягком ограничении абсолютной власти - то, с чем правительства в Западной Европе давно уже смирились, -в Тибете, и вообще в Азии, грозило проклятие. Вследствие этого страной часто управляла кучка ни на что не способных деятелей, чьей единственной добродетелью было обладание титулом или связь с каким-нибудь именем."
       Во эту выдающуюся хрень я позволю себе оставить без комментариев. :ag: :ag: :ag:
       Хочется только спросить: Новодворская и Ленерт - они, часом, не родственники?

На этом разбор исторической части Томекова творения заканчиваю. Если я даже забыл написать о каком-либо Томиковом историческом ляпе - то прошу извинить меня. Впрочем, изложенного достаточно для того, чтобы понять степень ленертовской достоверности.

По рассматриваемым вопросам (не по Ленерту, а по истории Тибета) рекомендую почитать Кычанова, Шакабпу, Мельниченко, Андреева и т.д. Это ежели хто пожелает углубиться.
Также очень советую работу Е.Л.Беспрозванных "Лидеры Тибета и их роль в тибето-китайских отношениях XVII-XVIII вв".

Но! На этом линьчи Томека не окончено.
Продолжение следует :ag:

Оливка:
Внесу свою лепту. Маленький текстовый анализ самого начала книги.
Сначала сам текст, а разбор полетов потом


--- Цитировать ---Когда на острове Кауаи зазвонил телефон, мы не подозревали, что это было началом бурного шторма - шторма, которому предстояло поразить линию преемственности Карма Кагью тибетского буддизма, пошатнуть её основы и нанести смертельный удар по политике средневекового Тибета.
Тропический пляж вряд ли напоминал мизансцену для гималайской драмы, и, тем не менее, крупнейший кризис в тибетском буддизме неумолимо приближался к берегам Гавайских островов. Одно из насыщенных кругосветных турне Ламы Оле по центрам было в самом разгаре, и, убаюканные красотой тихоокеанских островов, мы не вполне были готовы к ожидающим нас новостям.
Голос Сие, секретаря Оле, находящейся в Германии, на расстоянии одиннадцати часовых поясов от нас, звучал тревожно. Во все наши буддийские центры в Европе пришло загадочное письмо из Азии. С пышным непальским штампом и адресом, который едва можно было разобрать, оно выглядело как ещё одна вежливая попытка тибетских монахов пообщаться с Западом. Но после ознакомления с текстом удивление у наших людей сменилось явным неудовольствием. От письма и не пахло вежливостью, а всё общение замыкалось на политических интригах и сектантских распрях. Авторы - пресловутая группа тибетских торговцев из долины Катманду, назвавшая себя «Ассоциация Дэрге», - выражались без обиняков, рискуя ввергнуть тибетский буддизм в беспрецедентную путаницу. Взрываясь внезапными угрозами и выдвигая наглые требования, они настаивали на пересмотре вековой традиции, в соответствии с которой происходило признание последовательных воплощений Гьялвы Кармапы, духовного главы линии Карма Кагью Тибета. Наши европейские друзья, ещё не вкусившие тлетворного влияния политики на религию, в изумлении устремились к своим телефонам. Первой дозвонилась Сие. Почти не переводя дыхание, она выпалила нам свой отчёт о последних событиях. Мы все уставились друг на друга в смятении. Вовсе не сведущим в тёмных делах, составлявших неотъемлемую часть жизни гималайского королевства на протяжении столетий, нам казалось, что небо рухнуло на наши головы. Святой Тибет вдруг оказался втянут в совсем не святую авантюру.
Казалось, только Лама Оле понимал истинный смысл происходящего. Некто, прячущийся за спиной группы купцов из Непала, пытался расколоть школу Карма Кагью. Письмо было всего лишь первым открытым выстрелом. По сравнению с тем, что ставилось на карту и читалось между строк послания, неважно было, кто именно всё это написал, - удар был направлен на само сердце линии. Тайной целью, известной в то время лишь узкому кругу заговорщиков, являлся контроль над следующим Гьялвой Кармапой, королём йогов Тибета.   
--- Конец цитаты ---

Практически сразу, с самых первых слов демонстрируется подход, за который редактора газет ругают своих журналистов: когда вместо объективного изложения фактов автор делится с читателями своим личным видением ситуации. В нашем отечестве некоторое время процветала такая журналистика, и до сих пор она еще не совсем преодолена; в современной журналистике это считается грубым непрофессионализмом.

Далее, еще один довольно одиозный прием; с места в карьер идет эмоциональное педалирование. Используются выражения «бурный шторм», «поразить линию», «пошатнуть её»,  «нанести смертельный удар». К этому внешнему эмоциональному фону «бури и угрозы» добавляется внутренняя реакция автора — «мы не подозревали». Здесь, во-первых, наличествует неявная подстройка к читателю (использование местоимения «мы», которое неизбежно несет в себе дополнительный смысл «мы, это я — автор, и ты — читатель»), а во вторых эта подстройка работает на индуцирование у читателя заявленного чувства автора, т.е. подозрительности.

Иначе говоря, в самом начале читателю предлагается встрепенуться и бдительно напрячься. 

Далее идет пассаж про «убаюканных красотой». Картина маслом: хорошие парни расслабились и потеряли бдительность, и плохие немедленно эти воспользовались и уже наносят удар. Стандартная паранояльная конструкция.

Эмоциональная составляющая текста продолжает двигаться тревожно, удивленно и с явным неудовольствием.

Смысловая часть рисует две четко разделенных группы: группу автора (людей Запада, убаюкано расслабившихся, готовых на быстрые эмоциональные выводы) и группу его оппонентов — загадочную (т.е. в данном эмоциональном контексте  — подозрительную), потенциально неискреннюю (обычно пытаются быть вежливыми, намеренно хотят создать о себе какое-то впечатление, закрытые), наглую (от письма вежливостью и не пахнет, взрываются угрозами и выдвигают наглые требования), плетущие заговоры, занимающиеся интригами и сектантскими распрями. Они — пресловутая группа, готовые ввергнуть буддизм в нехорошее.

Короче, текст говорит, что "они" — враги.

"Наши европейские друзья, ещё не вкусившие тлетворного влияния политики на религию". Без комментариев :)

В картине наглых врагов (Преследователей) и растерянных «нас» (Жертв) появляется новый персонаж — Спаситель. (Треугольник Карпмана, если не слышали такого выражения, рекомендую погуглить и почитать. Много интересного можно узнать :) )
И этот Спаситель, классический Д’Артаньян на белом коне: умный, проницательный, быстро мобилизирующийся (в отличие от убаюканных и растерянных «нас»). «Казалось, только Лама Оле понимал истинный смысл происходящего».

Заметьте, что при уже построенной картине Преследователи-Жертвы-Спаситель, при тревожно звучащем сильном эмоциональном фоне — при всем при этом автор не озаботился снабдить читателя фактами. Что же там на самом деле написано в письме? Эмоций и ярлыков уже много, а сведений для самостоятельного анализа читателю еще нет. Текст настроен на то, чтобы у читателя сначала возникло отношение к рассказываемым событиям, а только потом пойдут какие-то сведения о них.   

IvanArseniev:
Евгения, давайте работать в паре. :) Я буду разбирать фактические ошибки всяких ленертов и кураевых, - а Вы будете разбирать те же тексты с точки зрения психологии.

Думаю, должно хорошо получиться. ;)

А насчёт бредовых фрагментов (навроде ""Наши европейские друзья, ещё не вкусившие тлетворного влияния политики на религию"  :ag: ) - у мене ужо немалый цитатник из Ленерта составлен. Берегу на десерт. :ag:

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

Перейти к полной версии