Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Автор Тема: Томек Ленерт "Жулики в рясах"  (Прочитано 64055 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

IvanArseniev

  • Гость
Томек Ленерт "Жулики в рясах"
« : Май 17, 2011, 09:39:11 »

 
На фотографии перед нами - Томек Ленерт, автор эпохального труда "Жулики в рясах". Вглядитесь в мудрое и просветлённое лицо этого человека: бровки приподняты как бы в лёгком вопросе, а длинный нос явно куда-то оттягивает шею и голову Томека. Те, кто знаком с его книгами, - знают, что нос тянется в простанство не просто так.
       Томеков нос ищет корзину с грязным бельём, - пусть даже самую скромную завалящую корзинку. Ибо рыться в грязном белье - истинное наслаждение Томека Ленерта. Причём ежели подходящего белья вдруг не найдётся, то будьте спокойны: Томек его выдумает.


       Прежде, чем мы перейдём к обсуждению томика Томека, - хочу предупредить: сейчас мы обсуждаем только книгу Ленерта, - а отнюдь не истинность Кармап и не ламу Оле, коего явно боготворит наш польский искатель грязных носков. Ни Оле Нидал, ни Кармапы в творчестве Ленерта не виноваты. Поэтому при обсуждении вопроса прошу проявлять максимальную деликатность: некозяво нам уподобляться Томеку Ленерту, согласитесь. ;)



      Итак, "Жулики в рясах".
      Книга посвящена расколу в Кагью, поиску Кармапы и коварству тибетских интриганов. Раскол в Сангхе - безусловно, трагедия. Возможно, в ином изложении это было бы понятно каждому читателю. Но Томек Ленерт, благодаря своему ...гм... своеобразному литературному стилю, знанию истории и т.д. умудрился преподнести дело так, что даже самый сурьёзный читатель сможет сохранять эту самую сурьёзность очень недолго. От силы - на полстраницы. Дальше начинаются приступы неконтролируемого веселья.
     
      Начнём с "исторической части". Томек утверждает, что ключ к расколу скрыт в глубине веков: «ключ этот лежит в истории Тибета - мира, герметически закрытого до китайского вторжения». Этой фразой автор приглашает нас совершить исторический экскурс. И в этой же фразе содержится первая историческая ошибка: Тибет был закрыт в течение весьма непродолжительного периода - около двух веков, начиная с того момента, как в Китае пришла к власти маньчжурская династия. Всё остальное время Тибет проявлял и проявляет вполне приличную внешнюю активность. Да, в отличие от европейцев, азиаты никогда не стремились порадовать весь мир своей радостью; однако это говорит скорее о такте и об интеллекте, нежели о беспрецедентной закрытости.
      Впрочем, кабы на "герметической закрытости Тибета" исторические изыскания Ленерта заканчивались бы, - то эту маленькую чушь можно было бы простить. Дак ведь нет. Не заканчиваются изыскания-то.
      К примеру, вот что Томек пишет о распространении буддизма на Западе:
      "Двумя западными первопроходцами, горящими желанием познать учение Будды и познакомить с ним Запад, оказались Ханна и Оле Нидал, чьи первые контакты завязались на самом верху тибетской иерархии. В декабре 1969 года Оле и Ханна приехали из Дании в Непал именно тогда, когда в Катманду прибыл XVI Гьялва Кармапа, глава школы Карма Кагью тибетского буддизма."
      О как. Оказывается, до проповеди Оле и Ханны в Европе про буддизм ничего не знали. А вот античные источники говорят об обратном.  :ag: Если же рассуждать об активном распостранении - то буддизм весьма бодро стал продвигаться в Европу с самого начала ХХ века. В Германии буддийские (не вольно-эзотерические, а именно буддийские) организации существуют с 1903 года; в Англии - с 1907. Во Франции официальная дата появления первой буддийской организации - 1929; но гораздо раньше, в самом начале века Агван Дорджиев читал в Париже лекции по буддизму и провёл там службу. Что характерно, прибыл Дорджиев в Париж по приглашению французских буддистов.
      Что же касается периода 60-х (когда китайское завоевание Тибета послужило катализатором распространения Будда-Дхармы в мире) - то Трунгпа Ринпоче, Аконг Ринпоче и другие создали свои центры в Европе и США на несколько лет раньше, чем Оле и Ханна начали свою деятельность.
     
Однако вернёмся к Ленерту и к истории Тибета в его изложении.
"На протяжении нескольких столетий непререкаемая власть в стране принадлежала поочерёдно двум старым буддийским школам «красных шапок» - Сакья и Кагью."
       И когда же, стесняюсь я спросить, было это "протяжение веков"?
       Отродясь не было в Тибете такого интересного периода.  :ag:
       И старейшими школы Кагью и Сакья тоже не являются. Самой старой школой в тибетском буддизме всё-таки будет Ньингма, само название которой - "Школа старых переводов" - возникло в противовес более молодым направлениям. А если совсем строго, то старшей будет традиция Дзогчен, коя восходит ещё к бону и смыкается с буддийскими школами. Сакья, Кагью и Кадампа (позже преобразованная в Гелуг) возникли гораздо позже Ньингмы и практически одновременно друг с дружкой, в XI веке.
      Дело в том, что до правления Ландармы (IX век), - которого, к счастью, буддисты успели порешить раньше, чем Ландарма успел порешить буддизм,  :ag: -  никакого деления на школы не наблюдалось. Зато после Ландармы понадобилось делать новые переводы текстов, восстанавливать линии передачи и так далее. Тогда от нескольких великих учителей появились несколько школ: Атиша дал начало Кадампе, Марпа создал Кагью и так далее.
       Почему у Ленерта всё это разнообразие превратилось в дуумвират Сакья\Кагью - загадка. Но наш автор решил не останавливаться на достигнутом, и храбро продолжает изобретать тибетскую историю:
       "К началу XVII века всплыла новая сила и начала угрожать политическому статус-кво - орден «жёлтых шапок»."  :ag: Упомянутый здесь статус-кво - это, вероятно, то самое поочерёдное правление Сакья и Кагью, кое родилось в воспалённом воображении Томека?
       "Во главе с могущественным V Далай-ламой и его министрами, обладавшими большим авторитетом, гелугпинцы пригласили в Тибет в 1638 году монгольского полководца Гушри-хана. Их замысел состоял в том, чтобы сокрушить Кагью, захватить правление и укрепиться в Кхаме на востоке и в мятежном Цанге на юге страны. Получив карт-бланш, свирепые монгольские орды сровняли с землёй или обратили в традицию Гелугпа большое число монастырей Ньингма. По приказу министров Далай-ламы армия напала на стан X Кармапы, тому пришлось бежать и провести тридцать лет в изгнании. Школа Добродетельных огнём и мечом добилась политической гегемонии", - продолжает окрылённо фантазировать Ленерт.
       Пятый Далай-лама и впрямь пригласил в Тибет Гуши-хана. Дык вот только пригласил он его, чтобы защитить Лхасу от десятитысячного войска Цохор-Цогто. Разумеется, здесь не следует забывать о личных интересах Гуши-хана и Цохор-Цогто, - однако удача оказалась на стороне ойратского Гуши-хана и Далай-ламы V. Кстати, упомянутые Ленертом "свирепые монгольские орды" - это как раз основа тибето-монгольского альянса, благодаря коему Тибет сохранил независимость в дальнейшем, несморя на активные притязания китайской династии Мин.
      Насчёт разрушенных монастырей Ньингма, - хотелось бы напомнить, что школа Ньингма выступила в союзе с Гелуг. И активно помогала Гуши-хану в борьбе с цзанцами. Так что если кто и разрушал ньингмапинские монастыри - дак отнюдь не желтошапочники и не союзные войска ойратов.
      И немножко - насчёт "огнём и мечом". ;) Чегой-то забыл уважаемый Ленерт, как до прихода Гуши-хана представители Карма Кагью уничтожали сторонников Гелуг; и о цзанских гарнизонах вокруг Лхасы, и об отнятых у Гелуг монастырях, и о том, что все детские годы Далай-лама Пятый скрывался от покушений красношапочных активистов, - обо всём этом Ленерт как-то подсклерозил.
      Я далёк от того, чтобы обвинять Кагью в разных ужастях. В отличие от Томека, я прекрасно понимаю, что в Тибете на тот момент шла межклановая война, - однако специфика Тибета такова, что кланы имели отношение к определённым религиозным школам и монастырям. Кроме того, я понимаю, что любая война малость отличается от благотворительного обеда. Пересчитывать грехи друг друга в подобных раскладах - занятие весьма неразумное: все хороши.
      Да и война та ужо несколько веков, как закончилась, и буддийские школы давным-давно живут в мире.
      Только Ленерт об этом почему-то не знает, как тот вечный партизан из анекдота. Видать, есть тута нечто кармическое. :ag:  Пепел Клааса стучит в сердце нашего ляха.
      Причём пепел Клааса попался на редкость беспокойный. Поэтому Томек упорно продолжает радовать нас историческими сенсациями:
      "V Далай-лама предложил императору китайской династии Чинг взять под защиту его и его царство. Далай-ламу приняли с распростёртыми объятиями; император не только ниспослал свою великодушную опеку, но и ввёл в Тибете систему чередования двух монархов - Далай-ламы и Панчен-ламы".
      Положительно, "черелования правлений" - это некая навязчивая идея Томека. То у него Кагью и Сакья поочерёдно правят Тибетом, а таперича - Далай-лама и Панчен-лама. :ag: Однако разберём сию "сенсацию" по пунктам.
      Для начала заметим, что Панчен-лама никогда не был "сменщиком" Далай-ламы, равно как и наоборот. Панчен-лама (досл. Великий мудрец) - это второй по значимости иерарх школы Гелуг. В некоторых вопросах Панчен-лама авторитетнее Далай-ламы, - но эти вопросы не имеют отношения к светской власти. Далай-лама и Панчен-лама ответственны за поиск перерожденцев друг друга; кроме того, они выступают по отношению друг к другу в роли учителя. Монархом является только Далай-лама.
      Первый Панчен-лама получил свой титул от Пятого Далай-ламы; тогда же Панчен-лама был признан перерождением Амитабхи.
      Однако, вопреки фантазиям Ленерта, династия Цин не имела к этому никакого отношения.
      Что же касается визита Пятого Далай-ламы в Пекин, то Великий Пятый даже не собирался просить у Китая "опеки и покровительства". Дело обстояло с точностью до наоборот. В Пекине Далай-лама побывал дважды: при Императоре Шуньчжи и при Императоре Канси. В первом случае Император просил у Далай-ламы монастырских инструкций, а во втором - просил ввести тибетские и монгольские войска в Китай, дабы подавить восстание. С инструкциями Далай-лама помог, а насчёт войск - отказал.

       А вот договор о взаимодействии по принципу "чой-йон" (учитель - покровитель; исходная индийская форма - бхикшу-данапати) был заключён задолго до правления Великого Пятого. И вообще задолго до появления школы Гелуг.
       Изначально этот тип взаимодействия существовал только внутри государства, но не во внешней политике. "Чой-йон" - это отношения взаимной поддержки между мирянами и монахами; либо между светским правителем-дхармараджей (каковым являлся, например, Ашока) и Сангхой.
       Когда монгольский хан Угэдэй собирался завоевать Тибет, он выслал вперёд отряд своего сына Годана. Однако в Тибете Годан встретил Кунга Чжалсана (Сакья-пандиту). В 1244 г. Годан пригласил Сакья-пандиту в Лянчжоу. Там Сакья-пандита побеседовал с монгольским царевичем, а кроме того, оказал людям врачебную помощь. В итоге Годан отказался от завоевания Страны Снегов, если тибетцы примут монгольский протекторат. Кунга Чжалсан выступил в качестве посредника.
       Хотя поначалу отношения Тибета с монголами строились по формуле "вассал-сюзерен", Сакья-пандита сделал очень много для распространения буддизма среди монгольской знати. После смерти Сакья-пандиты Хубилай-хан, основатель династии Юань в Китае, принял Прибежище в Трёх Дагоценностях и попросил Дрогона Чойгьяла Пхагбу (племянника покойного Сакья-пандиты) быть наставником. Тогда же Хубилай-хан сделал буддизм государственной религией.
       С этого момента был заключён договор о взаимодйствии с Тибетом не по принципу "вассал-сюзерен", а по принципу "лама-покровитель". Изначально это касалось связи Тибета с монголами; но поскольку Хубилай-хан был Императором Китая - то формула "чой-йон" стала распространяться и на тибето-китайские отношения.
       Ещё раз подчеркну: "чой-йон" - это не вассалитет. Это взаимодействие, подобное взаимодействию мирян с монашеской общиной. Почему-то об этом забывают слишком многие, когда начинают рассуждать о договоре Сакья-пандиты и Хубилай-хана. (Первыми "забывчивыми" здесь оказались китайские Императоры династии Цинь, пришедшие к власти несколько веков спустя).
       А вот как Ленерту удалось отправить в XIII век Далай-ламу V - я даж не знаю, право. :ag: И что за загадочный Император Чинг, - который, согласно ленертовским грёзам, принимал посольство Далай-ламы? Не было вроде никаких Чингов в маньчжурской династии.

"В глазах кагьюпинцев такое подчинение китайскому трону было равносильно измене." - Это возмущённое восклицание о поездке Пятого Далай-ламы к несуществующему Императору Чингу. :ag: Однако хотелось бы спросить Томека: ежели Китай всегда был столь отвратителен, что не моги в Пекин съездить, - то почему тогда Кармапы благополучно носят Чёрную Корону, подаренную китайским Императором? :ag:
       Не подумайте, что этой фразой я подкалываю Кагью. Как раз наоборот: я подкалываю людей, которые за лозунгами (навроде "Китай есть зло") не видят объекивной реальности.



На этом сегодня и закончим, пожалуй, ибо устал я.
Завтра продолжу.  :)

Всех - с праздником!
.
« Последнее редактирование: Август 01, 2011, 14:45:57 от Uncle_Vova »
Записан

IvanArseniev

  • Гость
Re: Томек Ленерт "Жулики в рясах"
« Ответ #1 : Май 19, 2011, 21:20:47 »

Прошу извинить за перерыв, - было некогда писать многабукафф.

Вернёмся к обсуждаемой макулатурке: на том самом месте, где мы остановились.
А остановились мы на посольстве Далай-ламы Пятого в Китай.

Итак, Великий Пятый посетил Императора Канси (он же - Сюанье; Канси - это девиз правления, который для китайских Императоров служит одним из имён), во время которого Далай-лама и Император обменялись золотыми блюдами с выгравированными комплиментами. Император подарил Далай-ламе блюдо с надписью "Далай-лама, держатель ваджры", а Далай-лама подарил Императору аналогичный предмет кухонной утвари, где было написано "Небесный Бодхисаттва Манджушри, великий владыка".
      На этом и разошлись. Хто б знал, что с точки зрения китайского этикета принятие подобного комплимента равносильно принятию власти китайского Императора, и что через десятилетия эта тарелочка аукнется всему Тибету (при Пятом Далай-ламе Китай борзеть постеснялся, разумеется, - но потом...). Описывая историческую встречу, китайские пропагандисты обычно указывают на данный эпизод, - и ссылаются на тарелку, в том смысле, что вместе с блюдом Далай-лама принял титул от китайского Императора.
      Но простите, - ведь Далай-лама тоже подарил Императору тарелочку. Точно такую же. И что, - на основании этого мы будем считать, что Китай признал власть Тибета над собой?
      Опять же: если Тибет признал власть Китая, - то почему во время той же встречи китайский Император скромно просил у Далай-ламы военной помощи, а Далай-лама - отказал?
      Не танцуется вассалитет-то. Никак не танцуется.
      Кстати, аналогичная непонятка (с титулами и комплиментами) вышла потом у Императора Канси с монголами.

      И вот как раз о монголах.
      После смерти Далай-ламы Пятого его преемником стал Цаньян Гьялцо, Далай-лама Шестой. Поскольку отношения с Китаем постепенно накалялись, глава тибетского правительства несколько лет скрывал смерть Великого Пятого (Далай-лама Шестой был уже найден и тайно обучался в монастыре), - авторитет умершего Далай-ламы был столь велик, что позволял сдерживать все возможные конфликты. 
      Тем временем Китай последовательно наступал на юг, подчиняя себе независимые земли Амдо и Кукунора.
      Я не буду сейчас утомлять читателей описанием военных разладов между монгольскими народами; планами Халхи восстановить Империю Чингисхана; конфликтом между правителями Восточного Туркестана (Синцзяна) и так далее. Суть в том, что обстановка в регионе была весьма неспокойна.
      Если Далай-Лама Пятый обладал не только религиозной, но и госудаственной гениальностью, - то юный Далай-лама Шестой проявил совсем иные качества. Он любил писать стихи, любил спорт и женщин, и не испытывал ни малейшего желания принимать монашеские обеты,- равно как и управлять государством. В результате некоторые хошутские ханы заявили, что не считают Цаньена Гьялцо перерождением Далай-ламы. Угрожая военной силой, Лувсан-хан потребовал низложения Шестого Далай-ламы и отправки его в изгнание. Тибетцы встали на защиту Цаньена Гьялцо. Сангье Гьяцо (глава тибетского правительства) выступил против хошутов, но был разбит, а Далай-лама Шестой - пленён. Монахи Дрепунга атаковали хошутов и отбили Далай-ламу, скрыв его в своём монастыре.
      И тут Далай-лама Шестой показал истинную силу духа. Видя, что войска хошутов готовятся уничтожить Дрепунг, Далай-лама покинул монастырь и вышел к врагам на верную смерть. Пожертвовав собой, он сумел остановить кровопролитие.
      Так в возрасте 24 лет Цаньен Гьялцо погиб. Историки обычно считают его слабым правителем. Зато монахи считают Далай-ламу Шестого великим йогином, склонным действовать парадоксально.

      После гибели Шестого Далай-ламы начался разлад. Кто-то считал Цаньяна Гьялцо настоящим перерожденцем, кто-то - нет. Начались поиски нового Далай-ламы, усложнённые тем, что одни искали Шестого (дубль), и нашли сразу двух, а другие - искали Седьмого. Начался раскол в Сангхе и большая междуусобица, усугубляемая войной между монгольскими ханами (хошутами, джунгарами, халхасцами и т.д.), армией гуркхов (которую привёл в Тибет Шамарпа, дабы пограбить Таши-Лунпо) и атаками Пекина. А поскольку ни монголы, ни тибетцы не смогли прийти к согласию между собой, - то победил тот, кто действовал более слаженно.
     Пекин вышел в финал. И это - справедливо.

     Урок, который надо было получить (и который остался невыученным, поскольку китайская жестокость перекрыла прочее) - нельзя устраивать расколы; нечего лезть к тулку с гражданскими мерками; не надо мнить себя мерилом вселенской справедливости. Если бы Лувсан-цэвен, вместо того, чтобы осуждать Шестого Далай-ламу за его странное поведение, - занялся бы устройством собственного государства - и Тибет, и Кукунор,и Амдо были бы самостоятельны. Если бы тогдашний Шамарпа не злорадствовал над расколом в линии Гелуг и не пытался при помощи чужой армии завладеть имуществом Панчен-ламы - Тибет был бы независим, а в линии Кагью не было бы несчастий, связанных с последующим запретом воплощений Шамарпы и недавним расколом.
     Все предпосылки - здесь.
     Глупо думать, что во всём виноват Китай.

И, наконец, надо быть не буддистом, а оболтусом, - для того, чтобы забыть, что все объекты в познании - это аспекты нашего же ума. Поэтому драться из-за того, какой именно мальчик является Далай-ламой или Кармапой - идиотизм. Какой мальчик - настоящий Будда?
    Да любой, ёптыть.
Записан

IvanArseniev

  • Гость
Re: Томек Ленерт "Жулики в рясах"
« Ответ #2 : Май 19, 2011, 22:52:00 »

          Итак, в восемнадцатом веке Тибет, Амдо, Кукунор и Синцзян погрузились в гражданскую войну. И что характерно, - не в большую такую общую войну, а в десяток маленьких войн, кои благополучно переплетались друг с дружкой (поскольку общих интересов у участников данного месилова было множество). Одним из таких общих интересов оказалось имущество монастыря Таши-Лунпо, - имуществом заинтересовался тогдашний Шамарпа и сумел заинтересовать им непальских гурков.
          Если до этого в Лхасе воевали (с переменным успехом) хошуты, джунгары, китайцы и тибетцы, - то таперича появились гуркхи, кои по своей жестокости были сопоставимы только с китайцами. И если до этого происходящее можно было назвать стычками, рейдами или нападениями, - то теперь началась настоящая война. Ввод непальских войск дал китайскому Императору основание для активных действий, - потому как подобный бардак около границы Империи угрожал Поднебесной. Разумеется, цинская армия смяла непальцев в мягкий фарш.
          По результату: китайские войска старательно проутюжили не только Тибет, но и Непал, дойдя до Катманду и обложив Непал данью. Тибет и Лхаса оказались под властью Китая. Китайцы контролировали все внешние сношения лам (ну, насколько им это удавалось :ag:). Вот тогда-то и начался период "закрытого Тибета".
         Великий Шамар Тулку вынужден был покончить с собой, поскольку на нём лежала вина за начало военных действий. Сторонников Шамара Тулку освободили, но издали указ, запрещающий искать и устанавливать перерожденцев Шамарпы. Указ этот был отменён Далай-ламой Четырнадцатым, - за что новоявленные раскольники навроде Ленерта почему-то не спешат Далай-ламу поблагодарить.
         Кстати, о Ленерте.  :ag: Чтой-то мы отвлеклись. Вот как храбрый Томек описывает дальнейшие события:
"В 1796 году VII Чинг Лу, император династии Чинг, издал декрет, определяющий новую процедуру узнавания воплощений в Тибете. Ожидающим перерождения известного настоятеля или ламы не нужно было больше беспокоиться о загадочных знаках или долгосрочных поисковых группах. Вместо этого совет, назначенный китайским правителем, должен был попросту выбрать некоторое число подходящих кандидатов на вакантное место тулку. Всех претендентов затем «принаряжали» и готовили для функции духовного лидера. В конце концов, чтобы выявить настоящее воплощение, проводилась лотерея. Наряду с указом император милостиво пожаловал Тибету золотую вазу. Имя кандидата выбиралось жребием - из нескольких имён, написанных на палочках для еды, которые затем бросали в эту вазу. Добрый правитель не забыл уточнить в своем указе, что данный специальный ритуал должен совершаться перед тханкой - святым изображением на свитке, - представляющей не кого иного, как славного VII Чинг Лу самолично. Председательствовать же на церемонии должен был его представитель. И, хотя тибетцам часто удавалось подправить результаты лотереи в свою пользу - посредством взяток и так далее, - их свобода выбора, по крайней мере, в том, что касалось выдающихся тулку Гелугпы, была с тех пор ограничена. Официально «жёлтошапочных» воплощенцев нужно было с тех пор выбирать перед образом Чинг Лу, глазеющего на происходящее со стены":ag: :ag: :ag:
А вот как оно было в реале: после того, как китайцы изгнали гуркхов и установили свою власть над Лхасой, китайский Император издал указ о выборе перерожденцев Далай-ламы и прислал в Тибет Золотую вазу.
        Насколько Император имел право лезть со своими указами в столь деликатную сферу - хороший вопрос. Однако сам указ был очень разумен. Он предписывал в случае обнаружения нескольких кандидатов применять жеребьёвку. Предписывалось вести поиски перерожденцев теми методами, кои всегда применялись при поиске Высоких лам. Далее, при обнаружении нескольких кандидатов, следовало:
        "После тщательной проверки всеми сторонами и по получении божественных советов от четырех Великих Защитников буддизма вложить в Золотую вазу, пожалованную Его Величеством Императором, таблички из слоновой кости с написанным на каждой из них именем и датой рождения одного из мальчиков-претендентов на титул живого будды; избрать высокоэрудированного ламу, чтобы он в течение семи дней руководил молебном. После этого провести жеребьевку из Золотой вазы перед образом Шакья-Муни, в присутствии всех хутухт и императорского наместника в Тибете. В случаях, когда результаты гадания перед четырьмя Великими Защитниками буддизма подтверждают одну и ту же кандидатуру, следует вложить в Золотую вазу, помимо таблички с имнем этого кандидата, еще одну пустую табличку без имени. Если жребий выпадает на пустую табличку, то следует провести следующий тур поиска мальчика-перевоплощения живого будды. При выборе мальчика-перевоплощения далая - ламы и панчена - дамы необходимо, чтобы имя каждой кандидатуры писалось одновременно на трех языках - маньчжурском, китайском и тибетском" ("Высочайше утвержденный устав по приведению в порядок дел в Тибете", ст.1. 1793 год).
        Мы должны согласиться с тем, что данный Императорский указ - во-первых, очень разумен; во-вторых, составлен с максимальным уважением к буддийским традициям; в-третьих, не даёт никакого повода обвинить Китай в навязывании Тибету "своих" кандидатов. Потому как способ для навязываний - очень неудобен.
        И вот таперича, когда все ознакомились с первоисточником, прошу объяснить - где долгоносый Томек обнаружил:
а) отмену гаданий и поисков (когда в "Уставе" ясно сказано, что они должны производиться; кроме того, говорится о длительных молитвенных практиках перед жеребьёвкой);
б) палочки для еды, используемые в качестве жребия (в "Уставе" сказано использовать таблички из слоновой кости);
в) председательство китайского чиновника на церемонии (в "Уставе" говорится о ламе, а чиновник должен просто присутствовать, чтобы записать результат);
г) тханку с изображением китайского Императора (в "Уставе" фигурирует изображение Будды Шакьямуни);
д) всю остальную чушь, кою Ленерт написал об этом обряде - начиная с "принаряженных претендентов" и заканчивая загадочным Чинг Лу.
       Если бы этот самый Чинг Лу существовал, и сподобился бы прочесть творение Томека, - то он непременно велел бы казнить означенного Томека. За бунт. :ag:
       Я даже знаю, какая казнь светила бы в этом раскладе. Томека казнили бы через линьчи (казнь для бунтовщиков) - это отрезание кусочков мяса, пока казнимый не умрёт. Казнь жуткая, но Томеку необходимая - чтобы в следующем воплощении не повадно было императорские указы уродовать.
      Словно чувствуя над головой дамоклов меч имперской угрозы (вместе с неизбежным и заслуженным линьчи), Томек пишет:
"Процессы гласности, подотчётности и демократии, составляющие краеугольный камень современного общества на Западе, были неведомыми понятиями в старом Тибете. Идеям о каких-нибудь элементах представительного управления и хотя бы мягком ограничении абсолютной власти - то, с чем правительства в Западной Европе давно уже смирились, -в Тибете, и вообще в Азии, грозило проклятие. Вследствие этого страной часто управляла кучка ни на что не способных деятелей, чьей единственной добродетелью было обладание титулом или связь с каким-нибудь именем."
       Во эту выдающуюся хрень я позволю себе оставить без комментариев. :ag: :ag: :ag:
       Хочется только спросить: Новодворская и Ленерт - они, часом, не родственники?

На этом разбор исторической части Томекова творения заканчиваю. Если я даже забыл написать о каком-либо Томиковом историческом ляпе - то прошу извинить меня. Впрочем, изложенного достаточно для того, чтобы понять степень ленертовской достоверности.

По рассматриваемым вопросам (не по Ленерту, а по истории Тибета) рекомендую почитать Кычанова, Шакабпу, Мельниченко, Андреева и т.д. Это ежели хто пожелает углубиться.
Также очень советую работу Е.Л.Беспрозванных "Лидеры Тибета и их роль в тибето-китайских отношениях XVII-XVIII вв".

Но! На этом линьчи Томека не окончено.
Продолжение следует :ag:
« Последнее редактирование: Май 19, 2011, 22:56:41 от Иван Арсеньев »
Записан

Оливка

  • Global Moderator
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2525
Re: Томек Ленерт "Жулики в рясах"
« Ответ #3 : Май 20, 2011, 00:19:29 »

Внесу свою лепту. Маленький текстовый анализ самого начала книги.
Сначала сам текст, а разбор полетов потом

Цитировать
Когда на острове Кауаи зазвонил телефон, мы не подозревали, что это было началом бурного шторма - шторма, которому предстояло поразить линию преемственности Карма Кагью тибетского буддизма, пошатнуть её основы и нанести смертельный удар по политике средневекового Тибета.
Тропический пляж вряд ли напоминал мизансцену для гималайской драмы, и, тем не менее, крупнейший кризис в тибетском буддизме неумолимо приближался к берегам Гавайских островов. Одно из насыщенных кругосветных турне Ламы Оле по центрам было в самом разгаре, и, убаюканные красотой тихоокеанских островов, мы не вполне были готовы к ожидающим нас новостям.
Голос Сие, секретаря Оле, находящейся в Германии, на расстоянии одиннадцати часовых поясов от нас, звучал тревожно. Во все наши буддийские центры в Европе пришло загадочное письмо из Азии. С пышным непальским штампом и адресом, который едва можно было разобрать, оно выглядело как ещё одна вежливая попытка тибетских монахов пообщаться с Западом. Но после ознакомления с текстом удивление у наших людей сменилось явным неудовольствием. От письма и не пахло вежливостью, а всё общение замыкалось на политических интригах и сектантских распрях. Авторы - пресловутая группа тибетских торговцев из долины Катманду, назвавшая себя «Ассоциация Дэрге», - выражались без обиняков, рискуя ввергнуть тибетский буддизм в беспрецедентную путаницу. Взрываясь внезапными угрозами и выдвигая наглые требования, они настаивали на пересмотре вековой традиции, в соответствии с которой происходило признание последовательных воплощений Гьялвы Кармапы, духовного главы линии Карма Кагью Тибета. Наши европейские друзья, ещё не вкусившие тлетворного влияния политики на религию, в изумлении устремились к своим телефонам. Первой дозвонилась Сие. Почти не переводя дыхание, она выпалила нам свой отчёт о последних событиях. Мы все уставились друг на друга в смятении. Вовсе не сведущим в тёмных делах, составлявших неотъемлемую часть жизни гималайского королевства на протяжении столетий, нам казалось, что небо рухнуло на наши головы. Святой Тибет вдруг оказался втянут в совсем не святую авантюру.
Казалось, только Лама Оле понимал истинный смысл происходящего. Некто, прячущийся за спиной группы купцов из Непала, пытался расколоть школу Карма Кагью. Письмо было всего лишь первым открытым выстрелом. По сравнению с тем, что ставилось на карту и читалось между строк послания, неважно было, кто именно всё это написал, - удар был направлен на само сердце линии. Тайной целью, известной в то время лишь узкому кругу заговорщиков, являлся контроль над следующим Гьялвой Кармапой, королём йогов Тибета.   

Практически сразу, с самых первых слов демонстрируется подход, за который редактора газет ругают своих журналистов: когда вместо объективного изложения фактов автор делится с читателями своим личным видением ситуации. В нашем отечестве некоторое время процветала такая журналистика, и до сих пор она еще не совсем преодолена; в современной журналистике это считается грубым непрофессионализмом.

Далее, еще один довольно одиозный прием; с места в карьер идет эмоциональное педалирование. Используются выражения «бурный шторм», «поразить линию», «пошатнуть её»,  «нанести смертельный удар». К этому внешнему эмоциональному фону «бури и угрозы» добавляется внутренняя реакция автора — «мы не подозревали». Здесь, во-первых, наличествует неявная подстройка к читателю (использование местоимения «мы», которое неизбежно несет в себе дополнительный смысл «мы, это я — автор, и ты — читатель»), а во вторых эта подстройка работает на индуцирование у читателя заявленного чувства автора, т.е. подозрительности.

Иначе говоря, в самом начале читателю предлагается встрепенуться и бдительно напрячься. 

Далее идет пассаж про «убаюканных красотой». Картина маслом: хорошие парни расслабились и потеряли бдительность, и плохие немедленно эти воспользовались и уже наносят удар. Стандартная паранояльная конструкция.

Эмоциональная составляющая текста продолжает двигаться тревожно, удивленно и с явным неудовольствием.

Смысловая часть рисует две четко разделенных группы: группу автора (людей Запада, убаюкано расслабившихся, готовых на быстрые эмоциональные выводы) и группу его оппонентов — загадочную (т.е. в данном эмоциональном контексте  — подозрительную), потенциально неискреннюю (обычно пытаются быть вежливыми, намеренно хотят создать о себе какое-то впечатление, закрытые), наглую (от письма вежливостью и не пахнет, взрываются угрозами и выдвигают наглые требования), плетущие заговоры, занимающиеся интригами и сектантскими распрями. Они — пресловутая группа, готовые ввергнуть буддизм в нехорошее.

Короче, текст говорит, что "они" — враги.

"Наши европейские друзья, ещё не вкусившие тлетворного влияния политики на религию". Без комментариев :)

В картине наглых врагов (Преследователей) и растерянных «нас» (Жертв) появляется новый персонаж — Спаситель. (Треугольник Карпмана, если не слышали такого выражения, рекомендую погуглить и почитать. Много интересного можно узнать :) )
И этот Спаситель, классический Д’Артаньян на белом коне: умный, проницательный, быстро мобилизирующийся (в отличие от убаюканных и растерянных «нас»). «Казалось, только Лама Оле понимал истинный смысл происходящего».

Заметьте, что при уже построенной картине Преследователи-Жертвы-Спаситель, при тревожно звучащем сильном эмоциональном фоне — при всем при этом автор не озаботился снабдить читателя фактами. Что же там на самом деле написано в письме? Эмоций и ярлыков уже много, а сведений для самостоятельного анализа читателю еще нет. Текст настроен на то, чтобы у читателя сначала возникло отношение к рассказываемым событиям, а только потом пойдут какие-то сведения о них.   
« Последнее редактирование: Май 20, 2011, 00:22:02 от Евгения Горенко »
Записан

IvanArseniev

  • Гость
Re: Томек Ленерт "Жулики в рясах"
« Ответ #4 : Май 20, 2011, 00:38:15 »

Евгения, давайте работать в паре. :) Я буду разбирать фактические ошибки всяких ленертов и кураевых, - а Вы будете разбирать те же тексты с точки зрения психологии.

Думаю, должно хорошо получиться. ;)

А насчёт бредовых фрагментов (навроде ""Наши европейские друзья, ещё не вкусившие тлетворного влияния политики на религию"  :ag: ) - у мене ужо немалый цитатник из Ленерта составлен. Берегу на десерт. :ag:
Записан

Оливка

  • Global Moderator
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2525
Re: Томек Ленерт "Жулики в рясах"
« Ответ #5 : Май 20, 2011, 02:03:31 »

Типа того :)

Что еще можно сказать по анализу текста, так это то, что он рассчитан на читателей-любителей "сеансов разоблачений". Тут можно выделить два основных компонента: 1) потребность в определенного рода эмоциях, пугательно-будоражущих, причем ищется безопасная возможность их получения; 2) наличие устойчивой внутренней установки "я хороший, они плохие". Ленерт накрывает поляну любителям посмаковать, какие все же "они" сволочи и жулики.

Цитировать
В последний день, когда Шамар Ринпоче должен был давать посвящение, неожиданно появился Клеменс Куби, немецкий кинорежиссёр.
В 1991 году Куби прославился в буддийских кругах тем, что снял документальный фильм о зверствах китайцев в Тибете. Это было снято впечатляюще - кадры с китайскими солдатами, преследующими и избивающими монахов во внутренних дворах Джокханга, главного храма Лхасы, действительно потрясали. Это был также плевок в сторону коммунистов, которые впустили Куби в страну - снимать Джокханг, но наверняка не жестокие и постыдные происшествия в нём. Вскоре его внесли в чёрный список, и однажды он даже попросил меня одолжить ему свой паспорт, чтобы он смог проникнуть в страну незамеченным.
Купаясь в своей новообретённой славе, Куби положил глаз на XVII Кармапу. В 1991 году ходили слухи, что признание состоится совсем скоро. Не сомневаясь, что эта таинственная тема мгновенно продастся на Западе, он представил себя и свой проект следующего фильма в Румтеке. Но ему не нужно было беспокоиться - Шамарпа хорошо знал Куби. В феврале 1990 года режиссёр со своей большой командой прибыл в Дели, чтобы снимать официальное открытие Международного буддийского института имени Кармапы (KJBI). Его порывистые манеры, однако, всех раздражали. Он вёл себя так, будто церемония открытия была устроена исключительно для того, чтобы он мог заснять её на плёнку. Но Шамарпа был в лучшем случае равнодушен к тому, как Куби со своей камерой будет скакать повсюду во время важных церемоний, сопутствующих узнаванию Кармапы, и режиссёр ничего не добился своим лоббированием.
Тогда же он связался и с Оле. Весной 1991 года, когда Оле вернулся в Германию из кругосветного турне, Куби представился ему во франкфуртском аэропорту и вызвался отвезти Оле на лекцию в Вупперталь, что в двухстах сорока километрах от аэропорта,- ему нужно было обсудить важные проекты. Поездка превратилась в мини-катастрофу - из неисправной машины Куби всё время сочился бензин, и, наконец, глубокой ночью они с Оле оказались на обочине автобана. Сотням человек пришлось ждать несколько часов, пока их ламу не «спасли», подобрав на шоссе. Не смутившись от этого ляпсуса, режиссёр поведал о своём грандиозном замысле. Получив от немецкого телеканала два миллиона марок за свой следующий тибетский проект, он настаивал на том, чтобы Оле замолвил словечко о будущем фильме старшему регенту. В следующие месяцы Куби втянул Оле в съемки длинных сцен с мотоциклами - он говорил, что эти кадры будут важны для фильма. Он даже подумывал о том, чтобы вместе со своей съёмочной группой присоединиться к нашему турне по России в январе 1992 года. Но, должно быть, либо перспектива русской зимы, либо отказ Шамарпы поиграть в мяч остудили пыл Куби, и мы почти не слышали о нём несколько месяцев. В критический момент - в июне 1992 года - он внезапно появился в Румтеке во главе большой команды. На этот раз он расширил свою роль, превратившись из киношника в громкоголосого сторонника кандидата от Ситу Ринпоче. Лично заверяя Шамарпу в своей неуклонной поддержке, он, как хорошо помнит Ханна, шумел больше всех и даже пытался разжечь ещё более сильные трения. Это дало бы больше сенсационного материала для его фильма. Очевидно, у него вызвала восторг суматоха, последовавшая за появлением Шамарпы с солдатами, и он с широко раскрытыми глазами рассказывал всем, как ему удалось отснять несколько чудесных кадров. Ханна ничего чудесного во всём этом не видела и была ужасно разочарована столь неэтичным поведением. Она решила, что Куби лучше держаться от нас подальше.

Записан

IvanArseniev

  • Гость
Re: Томек Ленерт "Жулики в рясах"
« Ответ #6 : Май 20, 2011, 02:34:00 »

Оо, нет. Рано я решил закончить с "исторической частью". Там ещё сорок восемь приколов, - а я-то про них и забыл!

Цитировать
В период регентства - после кончины Тхубтена Гьяцо в 1933 году и до совершеннолетия следующего, XIV Далай-ламы Тендзина Гьяцо - в стране не нашлось сильной руки, которая сплотила бы тех, кто готов был тянуть Тибет в современный мир.
Без комментариев. Про тянущие руки - это сильно. :ag:

Цитировать
Политические реформы не проводились, и страна, слабая и в военном отношении ни на что не способная, не сделала попыток создать даже отдалённое подобие вооружённых сил с современным уровнем боеготовности.
Туточки нам становится очевидно, что Томек - он не только в истории, но и в военном деле велииколепно разбирается. Интересно: а что оставил бы от Тибета Китай, если бы Тибет начал активно усиливать армию?
     Имея перед собой превосходящего противника (а превосходство у Китая было столь сильным, что шансов у Тибета не оставалось. Ну разве что если б мне командовать тибетской армией доверили... :ah:) Тибет имел только один выход: начинать потихоньку спасать ценности и не злить агрессора во избежание поголовного уничтожения мирных граждан. Любое усиление тибетской армии спровоцировало бы китайскую агрессию. Причём моментально спровоцировало бы.
     А так - у Далай-ламы оставалась надежда на переговоры. Каковые он вёл грамотно, - по крайней мере, Китай ему удавалось сдерживать достаточно долго.

Цитировать
Державам свободного мира неинтересно было вступать в конфронтацию с Китаем из-за какой-то далёкой заброшенной области
ГЫЫ!
Им-то как раз было очень интересно. Настолько интересно, что никто не решился шевельнуться, - опасаясь реакции других заинтересованных лиц. В начале ХХ века была похожая ситуёвина (Большая Игра). Но! То - начало века, когда Китай был полутрупом; однако благодаря усилиям товарища Мао Китай в 50-х - это уже сила. И против маоистского Китая играть никому не хотелось. :ag:
А если бы попробовали - Томек писал бы сейчас на китайском языке.
Тоже мне, "державы свободного мира". :ag:

Цитировать
В октябре 1950 года китайские коммунисты напали на восточный Тибет, а затем постепенно просочились на остальную территорию королевства и заняли его целиком. Им удалось застать тибетцев врасплох. Неспособное или нежелающее выставить единый фронт против агрессора, тибетское правительство оставалось подозрительно пассивным. Единственные, кто готов был сражаться, - кхампы - нуждались в оружии, которого власть предержащие предоставлять им не собирались. Вместо этого в Чамдо, на востоке страны, по приказу правительственного чиновника и предателя Нгабё были взорваны оружейные арсеналы.
       Сидя в своём тёплом кресле в столице, Нгабё позаботился о том, чтобы бойцы сопротивления на востоке остались без оружия. Заброшенный Лхасой, лишённый военного руководства и не располагающий достаточно боеспособными силами, Кхам пал под ударами коммунистов в считанные недели.
       Положительно, этот текст - обнять и плакать. Других вариантов не остаётся. :bm:
       Как г-н Ленерт понимает фразу "коммунисты напали на восточный Тибет, а затем незаметно просочились на остальную территорию королевства и заняли его целиком"?? Нее, я серьёзно. Как вот такое "незаметное просачивание" возможно технически? :bj: Я всегда знал, что китайцы способны на многое, - но чтобы вот так... Завоёвывать страны, подкравшись незаметно... Это даже для Китая чересчур.
      Далее, о несопротивляющихся тибетцах. Приказ такой был - не оказывать сопротивления. И правильно. В противном случае население Тибета было бы уничтожено.
      И, наконец, о взорванном складе. Все психически здоровые люди знают, что при отступлении склады с боеприпасами уничтожают. Но Томек этого не знает. И каким конченым человеком надо быть, чтобы писать о том, как Нгабё наслаждался комфортом мягкого кресла в столице. Для справки: Нгабё в это время был в плену у китайцев.

     В завершение исторического экскурса отмечу: Ленерт сведущ не только в истории Тибета, но и в истории России. Описывая Волгоград, он упоминает, что в Сталинградской битве погибло более миллиона русских и сто тысяч немцев. О как.
     Видать, в школе Ленерту не объяснили, что человеческие потери в Сталинградской битве были примерно равными с обеих сторон. Каждая сторона потеряла около полутора миллионов. Не знаю, какую мысль хотел донести до нас Томек со своими ста тысячами. Типа, русские немцев мясом завалили? >:(
« Последнее редактирование: Май 20, 2011, 08:48:06 от Иван Арсеньев »
Записан

IvanArseniev

  • Гость
Re: Томек Ленерт "Жулики в рясах"
« Ответ #7 : Май 20, 2011, 03:51:42 »

Следующий пункт нашего меню - это те самые плохие парни, с которыми столь пылко борется аффтар "Жуликов в рясах". :ag:

Плохие парни - это не только злобный Далай-лама и коварный "красный Пекин". Нееет. Большинство ненависти наш долгоносик сплёскивает... на собственную же линию, то есть на Кагью!
        Вот этого я не понимал и не пойму никогда. Ленерт связан Ваджраянскими обетами, обетами Самайи - с теми, кого он щедро поливает грязью, и некоторые читатели Ленерта (я читателей-буддистов имею ввиду) полагают, что это - нормально?

Я говорю сейчас не о слепом следовании, а об элементарном уважении к Учителю. Если не уважаешь - не учись; если учишься - уважай. Всё.
Кстати, если кому-то не нравится это правило - тож ладно. Бывает. Но тогда зачем было приносить Ваджрные обеты?  >:( 

Короче: у человека должна быть минимальная ответственность за свои слова и действия. Если такой ответственности нет - то в следующей жизни "за слова не отвечающий" рискует стать Томеком Ленертом. Вот как на фотографии в заглавном сообщении.
Бойтесь, люди!
 :ag:

Что же пишет Томек Ленерт о высоких ламах линии Кагью? Оооооо...

Цитировать
«Итак, речь идёт о плохо продуманных попытках некоторых учителей Кагью полакомиться куском пирога Кармапы под аккомпанемент пылких заверений о том, что они работают от его имени. Первый пример тому показал учёный Тхрангу Ринпоче, основав собственные группы «Тхрангу Линг» в Гонконге и Малайзии. Ханна и Лама Оле, набравшись опыта после более чем двенадцатилетнего общения с тибетцами, начали постепенно противодействовать этому возрождению традиционных обычаев и гималайской политики, а также созданию монашеских групп в недавно основанных западных буддийских центрах. Они противостояли любым попыткам отхватить кусок от наследия Кармапы.»
Во-первых, что за "куски пирога"?
Это распространение Дхармы таперича называется "откусыванием пирогов"?

Во-вторых, - кто такие Оле и Ханна (при всём моём уважении к последним), чтобы изобретать единственно-верные методы буддийской практики, да ещё и противодействовать другим? Одна радость, что много не напротиводействовали. Кхенчен Трангу Ринпоче как учил людей, так и учит.

Для справки: Кхенчен Трангу Ринпоче
Опознан как высокий тулку (переожденец) Кармапой Шестнадцатым. Начал учиться буддийской науке с детства. В возрасте от семи до шестнадцати лет закончил подготовительные практики (включая затворнические), - начиная с шестнадцати несколько лет растил мудрость в отшельничестве. В тридцать пять получил высшую учёную степень (кхенчен).
Когда после китайской оккупации погибли многие тексты, - Кхенчен Трангу Ринпоче внёс огромный вклад в восстановление буддийского наследия, - и как исследователь, и как переводчик. Специалистов, равных ему, - единицы. Это - факт, а не ленертовское брызганье слюною.
Начиная с 70-х годов Кхенчен Трангу Ринпоче путешествует, обучая студентов в двадцати пяти странах. Он признан одним из лучших мастеров Махамудры.
Кхенчен Трангу Ринпоче является одним из учителей Кармапы Семнадцатого.
А вот и фотография этого (пользуясь характеристиками Ленерта  :ag:) злостного кусателя пирога и упёртого консерватора:




Следующий негодяй - Калу Ринпоче.
Вот что сообщает о нём наш борец с пирогами:
Цитировать
Около 1977 года датчане встали перед необходимостью разойтись с организацией одного выдающегося учителя, престарелого и широко почитаемого Калу Ринпоче. Обладая поразительно сухим юмором, а также сильной волей и большим обаянием, Калу Ринпоче смог проникнуть на Запад одним из первых. По просьбе Кармапы, Ханна и Оле устраивали для него программу и возили патриархального ламу вместе с его свитой из бутанских и сиккимских монахов по Европе в начале и середине семидесятых годов. Взгляды Ринпоче отличались стойким традиционализмом. Он не замечал, что общество на Западе разительно отличается от его родного Тибета, и неукоснительно навязывал суровую монашескую жизнь всем начинающим буддистам. Всем его азиатским монахам, независимо от их способностей, при первой возможности доверялась функция местных главных лам, все его близкие ученики вскоре оказывались в монашеских одеждах, и все его центры погружались с быстротой молнии в священную и удушливую атмосферу церкви. Когда писалась эта книга, бескомпромиссность Калу Ринпоче по поводу монашеских обетов и его упор на безбрачие уже выглядели сомнительно.
И продолжает:
Цитировать
Осенью 1996 года Джун Кэмпбелл, в прошлом переводчица и близкая западная ученица почтенного ламы, шокировала буддийскую общественность как на Востоке, так и на Западе, поведав о том, что была любовницей Ринпоче в те годы, когда путешествовала вместе с ним и его окружением. В своей книге «Странствие в пространстве» («Traveller in Space») она резко критикует тибетскую монашескую систему и признаётся, что сейчас чувствует себя так, будто прославленный лама её сексуально эксплуатировал и обманывал. Что ж, она, наверное, не единственная. После её признания немало учеников Калу могут чувствовать то же самое - если не сексуальное унижение, то наверняка обман со стороны их престарелого учителя.
Цитировать
Это поведение, как ни обидно, выставляет его лицемером и одним из тех проповедников, которые проповедуют одну истину, а следуют другой.

Эта мерзость и ложь - всё, что нашёл для Учителя автор "Жуликов в рясах".

Для тех, кто не в курсе, рассказываю о Калу Ринпоче -  действительно великом Мастере линии Кагью.
Калу Ринпоче (1905-1989) - один из выдающихся учителей Карма Кагью и Шангпа. Он обладал удивительными способностями: так, поступив в монастырь в возрасте 13 лет, в 16 (!) он уже получил высокую учёную степень (кхенпо), сопоставимую с нашей докторской. В шестнадцать Калу Ринпоче ушёл в трёхлетнее затворничество, потом - непрерывно изучал буддийские практики под руководством лам разных традиций (согласно принципам внесектарного движения Риме). С двадцати пяти до тридцати семи лет Калу Ринпоче практиковал одиночное отшельничество в Гималаях.
После этого - много странствовал, даруя Учение многим высоким ламам, поскольку к сорока годам был уже признанным Мастером медитации. В 1971 году с благословения Кармапы Шестнадцатого Калу Ринпоче отправился на Запад. Далее - Мастер совершает множество путешествий, в том числе - кругосветных. Он основывает множество буддийских обществ и ретритных центров в разных странах. Заметим, - первые Дхарма-центры были организованы Калу Ринпоче тогда, когда Оле Нидал ещё учился азам буддизма в Непале, - и Ринпоче вовсе не был обязан популярностью своим датским ученикам.

Почувствовав время умирания, 10 мая 1989 Калу Ринпоче сел в медитативную позу и погрузился в состояние Великой Тишины. После остановки дыхания и наступления физической смерти, Мастер пробыл в Самадхи ещё три дня.

Для того, чтобы понять Калу Ринпоче, лучше обратиться к его же словам:

"Истинная природа Пробуждения - это обладание тремя качествами: Великим Прекращением, котоpое есть полное устранение двух омраченностей вместе со связанными с ними привычками; Великим Осознаванием, которое есть точное видение, несмущаемое явлениями пристрастного сознания; и Великим Смелым Умом, который есть активность, проявляющаяся непрерывно и всеобъемлюще из спонтанного сострадания для блага всех существ. Если pассмотpеть значение - то: после пробуждения от сну подобного неведения, ум - просветлен, обладая двумя знаниями знания того, как все возникает. Это состояние называется Бодpствующее Просветление" (Основание медитации)

"1. Силою истинной доброты Высших Прибежищ, Посредством добродетельных поступков и чистой мотивации, да смогу я всем своим существом сделать усилие, чтобы избавить от многочисленных страданий все существа, обитающие в пространстве.
2. Благодаря благим качествам пробуждённой активности в мире и за её пределами.
да смогу я, в согласии с ожиданиями каждого, исполнять чаяния и упования всех существ.
3. Пусть моё тело, плоть и кровь, всё из чего я состою, способствуют как это будет всего уместнее, благу каждого существа.
4. Да смогу я растворить в себе страдания всех существ, моих былых матерей, и пусть они получат моё счастье и мои заслуги.
5. Пока существует этот Мир, да не возникнет у меня ни на единый миг дурного помысла о других.
6. да смогу я ревностно и неустанно действовать на благо всех существ, и пусть меня не останавливают ни печаль, ни усталость, ни иные препятствия.
7. Голодных и Жаждущих, неимущих и обездоленных да смогу я без труда наделять изобилием того, чего им не хватает.
8. Да смогу я взять на себя тяжкий груз ужасных мук существ в адах и других мирах, и да освободятся они все."
(Восемь упований Великого существа).

Книги Калу Ринпоче переведены на многие языки и имеются в сети. :) И честное слово - их стОит прочесть. :)

Что же до "Жуликов в рясах" (тьфу, как же противно возвращаться к этой гадости после великого Калу...) - что можно сказать о нашем Томеке, который не смог вспомнить о Калу Ринпоче ничего, кроме эротических фантазий спятившей фанатки? Да и зачем было плескать грязью в лицо почтенного учителя, умершего задолго до раскола в Кагью и истории с двумя Кармапами?
Просто ради наслаждения сказать гадость о великом - и таким образом хотя бы в мечте приблизить это великое к своему уровню?
Вероятно, - именно ради этого. Как и вся книга.
Посему в ценностной шкале Томека Леннерта Калу Ринпоче - сексуальный скандалист и этот... "кусатель пирога".

Кстати, вот фотография Ринпоче-скандалиста:

Да пребудет со всеми благословение этого великого Мастера.
 :)
« Последнее редактирование: Май 20, 2011, 11:01:55 от Иван Арсеньев »
Записан

IvanArseniev

  • Гость
Re: Томек Ленерт "Жулики в рясах"
« Ответ #8 : Май 20, 2011, 06:47:15 »

Следующий "жулик в рясе" - это Гошир Гьялцаб Ринпоче.
Если предыдущие Учителя были, в понимании Ленерта, относительно безобидными пирогокусателями, - то Гьялцаб Ринпоче является истинным злодеем. Вот что пишет о нём Томек:
Цитировать
К изумлению и ужасу небольшого числа собравшихся, он внезапно сообщил, что причина, почему Ринпоче выглядит всегда куда-то спешащим и прямо-таки убегает с трона по завершении каждого посвящения, - необходимость покормить и приласкать его морскую свинку. Все вежливо улыбнулись и понятливо закивали, как будто то, что лама высокого ранга убегает поиграть со своим питомцем после церемонии, - вполне естественное и распространённое явление. ... Ханна попыталась было заткнуть рот откровенному Шерабу, как вдруг сам Ринпоче решил благословить нас видом своего любимца. Впервые проявив интерес к тому, что происходит за столом, и явно тронутый тем, что его фаворит стал предметом нашего неизбежного любопытства, Гьялцабпа собрал нас вокруг своего столика для медитаций и осторожно вытащил из-под доски, на которой лежала кипа текстов по Дхарме, клетку с коричнево-белой свинкой. Все уставились на неё, равнодушную к всеобщей любви и преданности. Вся эта сцена граничила с абсурдом, и Ринпоче показался слегка инфантильным и вряд ли готовым для роли держателя линии преемственности школы Кагыо. В ходе следующих месяцев, когда начнет разворачиваться драма Кагью, тот же Ринпоче покажется отъявленно злонамеренным человеком, лишённым самых простых инстинктов сочувствия по отношению к некоторым своим землякам-тибетцам. Тогда мы ещё не заметили этой злобной жилки в его характере, но впервые спала завеса, покрывающая интимную область жизни ламы высокого ранга, - и нам открылся её повседневный фрагмент. Увиденного оказалось достаточно для того, чтобы всех охватило задумчивое и угрюмое настроение. Притихшие, мы вышли из комнаты, думая о морских свинках, слугах с длинными языками и нуждающихся в любви Ринпоче, которым недостаёт тёплых, покрытых какими-нибудь волосами вещей в период взросления.
Заметьте, благородные нойоны, - сколько пафоса вокруг события.
"К изумлению и ужасу" (!), "увиденного оказалось достаточно, чтобы всех присутствовавших охватило задумчивое и угрюмое настроение", "притихшие, мы вышли из комнаты", "вся эта сцена граничила с абсурдом", "спала завеса"...
АААА!!! МОРСКАЯ СВИНКА!!!!!
 :bm:
 
Это ж надо - зловещий Гьялцаб Ринпоче, вместо того, чтобы потрындеть с "западными буддистами" о жизни, после службы уходит кормить жуткого морского хряка! Кошмар какой.

Кстати, я так и не понял: в Европе моская свинка считается неким клеймом позора? Почему Ханна "попыталась было заткнуть рот откровенному Шерабу", словно он сообщил о Гошере Гьялцабе нечто постыдное? В чём дело-то?
И ещё: с какой стати в конце пассажа у Томека возникают некие эротические ассоциации (кои он выразил присущим ему омерзительным способом)? - Я чё-т не врублюсь никак: в каком качестве Томек Ленерт использует морских свинок?! :ai:

Кстати, я долго пытался осознать, но так и не сумел: какое именно зло причинил Гошир Гьялцаб тибетцам (ибо на некое зло намекал в приведённом пассаже аффтар). "Зло" - это признание Кармапы, несимпатичного Ленерту? Больше никаких злодеяний за Гоширом Гьялцабом не числится.
Не считая морской свинки, конечно.

Ну и немного о реальном (а не ленертовском) Гьялцабпе. К сожалению, я знаю о нём не слишком много.
Гошир Гьялцаб Ринпоче (1954) был опознан Кармапой Шестнадцатым и получил от него важные посвящения ещё в раннем детстве. Гошир Гьялцаб Ринпоче - один из четырёх лам-регентов, которым Шестнадцатый Кармапа поручил найти своего перерожденца, и один из держателей линии Кагью.
Гошир Гьялцаб не занимается активным распространением Будда-Дхармы, посему он не пользуется такой широкой популярностью, как некоторые другие учителя. Этот Ринпоче известен среди практикующих как йогин, достигший большой глубины в тантрических и в медитативных практиках.

А вот и фотография злодея, перепугавшего коллектив "западных буддистов" своей гидросвиньёй:






Не обошёл Томек Ленерт своим благосклонным вниманием и Чогьям Трунгпа Ринпоче.
Вот что пишет наш долгоносик об этом Учителе:

Цитировать
система его была насквозь прогнившей. Духовный глава и близкий круг избранных жили как избалованные принцы, кутя и устраивая оргии, и давали в этом фору даже римским императорам времён упадка. В то же самое время сотни рядовых членов пропускались через многолетнее и роботоподобное сидение в медитации, которое не только иссушало мозг, но и опустошало карманы. Трунгпа умер алкоголиком

Цитировать
Учение Будды было поставлено на службу пирамидальной системе, перенявшей черты маленького феодального королевства в старом Тибете. Лама - король с двором, выполнявшим его прихоти, - единовластно правил, а большинство последователей превращались в послушную, как стадо овец, толпу.

И на этот раз у Ленерта всё как обычно. Никаких фактов - зато помойного эмоционирования хоть отбавляй.
А факты - таковы.
Чогьям Трунгпа Ринпоче (1940-1987) - одиннадцатый тулку в линии Трунгпа (относящейся к Кагью), тертон, один из основателей школы Шамбала-буддизма. Верховный настоятель монастыря Сурманг. Коренным учителем Трунгпа Ринпоче был шеченский Джамгон Контрул, держатель линий Кагью и Ньингма.
      В 60-х годах Чогьям Трунгпа закончил Оксфордский университет. В 1968 году учредил первый на Западе медитативный центр Самье-Линг в Шотландии, затем появились центры в США. Трунгпа Ринпоче основал "Ваджрадхату" - организацию, в которой преподавались учения разных школ буддизма. Тогда же был создан Университет Наропы.
      Трунгпа Ринпоче считал очень важной осознанность каждого момента, поэтому поощрял среди учеников занятия, связанные с творчеством и созерцательностью.
     Несмотря на тяжёлую болезнь (в автокатастрофе Трунгпа Ринпоче получил травму, после которой левая часть тела была парализована) он продолжал работать с учениками и писать книги. После смерти Ринпоче, во время кремации наблюдались чудесные явления, указывающие на реализацию Мастером радужного тела.
      Книги Чогьяма Трунгпа Ринпоче можно скачать здесь:
http://www.koob.ru/chogyam_trungpa/

     Советую почитать и самостоятельно сделать выводы.
     А потом можно сравнить с забойным текстом Ленерта (хотя пардон, сравнить-то как раз нельзя), - чтобы раз и навсегда понять: кто здеся человек, а кто "робот с высушенным мозгом".
      Вот фото опасного сибарита и алкоголика (согласно ленертовскому мировосприятию), оно же - фото одного из интереснейших людей и возвышенного Мастера:


Опять же - неясно, зачем Томеку понадобилось обгадить имя этого Учителя. Он ведь в расколе Кагью участвовать никак не мог по вполне объективным причинам: Трунгпа Ринпоче умер от последствий тяжёлой травмы задолго до описываемых Ленертом событий. Тем не менее, наш долгоносик не только позволяет себе надругаться над памятью великого человека, - он ещё и требует всеобщего и единодушного восторга по этому поводу, считая всё прочее корпоративным коварством:
Цитировать
Типично по-азиатски верхушка линии закрывала глаза на излишества и развращённость Трунгпы. Несмотря на осуждение, высказываемое за глаза, ни один из почтенных ринпоче не набрался храбрости и решительности для того, чтобы осудить Трунгпу ... В старой доброй тибетской манере, ламы высокого ранга попросту отвергали саму мысль о том, чтобы призвать к ответу «своего».
Вот как. Стало быть, тибетцы плохи тем, что не являются хамами (не только в хулиганском, но и в библейском понимании этого слова).
Цитировать
Лама Оле оказался одинок в освещении скандального поведения и избавлении линии от прочих скелетов в шкафу. Неудивительно, что его усилия получали очень слабую поддержку сверху.
Да, и вправду, - неудивительно. >:(
Впрочем, без комментариев.
« Последнее редактирование: Май 20, 2011, 08:50:55 от Иван Арсеньев »
Записан

Admin

  • Малиновые штаны
  • Традиция: Буддизм/Дзогчен
Re: Томек Ленерт "Жулики в рясах"
« Ответ #9 : Май 20, 2011, 10:02:46 »

      Далее, о несопротивляющихся тибетцах. Приказ такой был - не оказывать сопротивления. И правильно. В противном случае население Тибета было бы уничтожено.
      И, наконец, о взорванном складе. Все психически здоровые люди знают, что при отступлении склады с боеприпасами уничтожают. Но Томек этого не знает. И каким конченым человеком надо быть, чтобы писать о том, как Нгабё наслаждался комфортом мягкого кресла в столице. Для справки: Нгабё в это время был в плену у китайцев.
     В завершение исторического экскурса отмечу: Ленерт сведущ не только в истории Тибета, но и в истории России. Описывая Волгоград, он упоминает, что в Сталинградской битве погибло более миллиона русских и сто тысяч немцев. О как.
     Видать, в школе Ленерту не объяснили, что человеческие потери в Сталинградской битве были примерно равными с обеих сторон. Каждая сторона потеряла около полутора миллионов. Не знаю, какую мысль хотел донести до нас Томек со своими ста тысячами. Типа, русские немцев мясом завалили? >:(
Ты говоришь, Ильинишна.... Прикольно другое, что как только еврей попадает в Польшу, он резко становится или русофобом, или германофилом, или хохляцким националистом, или фашистом (с прямой проповедью преимуществ арийской расы и воззрений крайнего фашизма; как недавно было, когда польская парочка зигхайлила, брилась наголо, громила все подряд, но потом решила сдать генетические анализы, после чего побежала к местному раввину кошерность восстанавливать). Сдается, генетические корни с Ильинишной примерно одинаковые. Мне еще одно прикольно. Томек, вроде, практикующий буддист, почему бы у коллег не осведомиться...
Записан

Оливка

  • Global Moderator
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2525
Re: Томек Ленерт "Жулики в рясах"
« Ответ #10 : Май 20, 2011, 10:36:37 »

Кстати, по-хорошему, эта книга - антиреклама для тибетского буддизма вообще и Кагъю в частности.

Если посмотреть на текст с достаточно удаленной от раскола точки зрения (т.е. не искать, кто прав, а кто виноват), то можно будет увидеть следующее: офигительное число практикующих, причем на самом "верху", объявляются жуликами и прогнившими.

Если поверить автору в этом, то неизбежно встает вопрос: а чего стоит этот тибетский буддизм, если от него такие хреновые плоды?   :(

Записан

IvanArseniev

  • Гость
Re: Томек Ленерт "Жулики в рясах"
« Ответ #11 : Май 20, 2011, 11:23:08 »

Сдается, генетические корни с Ильинишной примерно одинаковые.
Очень похоже. Склад ума специфический.

Мне еще одно прикольно. Томек, вроде, практикующий буддист, почему бы у коллег не осведомиться...
Дык во-первых, буддист из него - как из дерьма пуля. Читал я его интервью. Понимание у долгоносого кента - аббалденное просто.

А насчёт коллег... Коллеги у Ленерта, простите, - хто? Фанаты раскола, очень озабоченные поддержанием позиции "Я один тута д`Артаньян" (имеется ввиду не школа Карма Кагью в целом, а вполне определённое стадо слонёнков). Опять же, чтобы что-то у кого-то спросить, надобно хотя бы как-то допустить, что ты сам не всеведущ, не абсолютен и так далее. Томеку, кажись, подобные допущения не грозят.



Кстати, по-хорошему, эта книга - антиреклама для тибетского буддизма вообще и Кагъю в частности.

Если посмотреть на текст с достаточно удаленной от раскола точки зрения (т.е. не искать, кто прав, а кто виноват), то можно будет увидеть следующее: офигительное число практикующих, причем на самом "верху", объявляются жуликами и прогнившими.

Если поверить автору в этом, то неизбежно встает вопрос: а чего стоит этот тибетский буддизм, если от него такие хреновые плоды?   :(
Если бы я верил в интеллект Ленерта, то предположил бы, что именно это (антиреклама то есть) является истинной целью написания книги. Однако в интеллект Ленерта не верю. ТАКОЙ идиотизм подделать невозможно.

Поэтому полагаю, что слонёнки искренне верят в свою правоту. А в силу врождённой склонности к разрушению - они тупо разрушают и оскверняют всё, к чему прикасаются.
Вот только последствий не просчитывают. И напрасно. >:(
« Последнее редактирование: Май 20, 2011, 11:28:42 от Иван Арсеньев »
Записан

IvanArseniev

  • Гость
Re: Томек Ленерт "Жулики в рясах"
« Ответ #12 : Май 22, 2011, 06:36:40 »

Возвращаемся к Ленерту и его отзывам о высоких ламах.
Следующее ведро помоев Томек припас для Аконга Тулку Ринпоче.

Цитирую томеков шедевр:
Цитировать
Итак, на страницах книги появляется человек, в чрезвычайно большой степени ответственный за разразившуюся вскоре драму в линии Кагью, и важно познакомить читателя с некоторыми событиями из прошлого этого отталкивающего персонажа.
Забавное построение сюжета. Читатель ещё знать ничего не знает, - а персонаж уже "отталкивающий". :ag:

Цитировать
Аконг прибыл в Англию в середине шестидесятых годов в составе контингента из четырёх тулку из элитной школы для воплощенцев в западных Гималаях
:bj:
"Контингент из четырёх тулку из элитной школы для воплощенцев" - это неподражаемо. Ленерт гениален, чесслово.

Цитировать
Аконг был сбит из более крепкого материала, чем соперник, но явно не обладал его обаянием и не был окружён ни романтическим ореолом, ни вниманием. Его лекции были плоскими и не воодушевляющими, и неизбежно возникало чувство, что обучение буддизму - серьёзное испытание для его интеллекта
Да ладно? :ag:
Опять у Ленерта всё то же самое: множество эмоциональных эпитетов ("не обладал обаянием", "лекции были плоскими и невоодушевляющими", "неизбежно возникало чувство" :ag:). И ни одного аргумента.
Скучно, право же.
А вот что касается "не пользовался вниманием" - это вообще здОрово. Это Аконг Ринпоче-то не пользовался? Славы у Аконга Ринпоче - достаточно, чего не скажешь о Томеке Ленерте.

Аконг Тулку Ринпоче родился в 1939 году. Он получил прекрасное монастырское образование, а в 1959 году, как и многие, вынужден был бежать из Тибета. Аконг Тулку пробирался в Гималаи вместе с ламами из монастыря Сумранг. Путь оказался страшным: почти все погибли от голода. До Индии сумели добраться только тринадцать лам из трёхсот. Среди спасшихся были Аконг Тулку и Чогьям Трунгпа (о котором я рассказывал выше).
       После этого Аконг Ринпоче дал клятву посвятить свою жизнь помощи живым существам, испытывающим физические и душевные муки. Для осуществления этой цели он создал несколько проектов - например, фонд "Рокпа", оказывающий помощь нуждающимся вне зависимости от их религиозной принадлежности и от гражданства. Фонд Рокпа обеспечивает бесплатным лечением, образованием и продовольствием людей в Африке, Индии, Китае, Тибете и Непале. В одном только оккупированном Тибете Аконг Ринпоче сумел запустить 125 (!) проектов. Вероятно, именно это Ленерт считает антитибетской деятельностью и шпионажем в пользу Китая >:(
      Кроме помощи людям, фонд Рокпа занимается природоохранной деятельностью.
      Сам обладая даром целительства, Аконг Тулку много внимания уделяет медицине в самых разных аспектах: это и систематизация знаний тибетской медицины, и подготовка врачей для работы в тяжёлых регионах, и клиники для душевнобольных.
      Десятки тысяч людей обязаны Аконгу Ринпоче жизнью. Сотни тысяч - обязаны улучшением жизни. Впрочем, среди спасённых надо числить не только людей, но и бессчётное множество животных и растений, которые выжили благодаря экологическим проектам Рокпа.
      Вот этого человека Томек Ленерт назвал бездарностью, себялюбцем и китайским шпионом. Нуу, если то, что делает Аконг Ринпоче - и есть шпионаж, то я готов основать Всемирный фонд поддержки шпионов (типа Шпионы-без-границ или что-нибудь в том же роде). Сам буду туда денежку вносить, и других сагитирую.
     Что же касается просветительской деятельности среди бледнолицых, - то Аконг Ринпоче прибыл в Европу одновременно с Трунгпа Тулку, - ну, вы помните про "контингент тулку", коварно заброшенный на запад под видом элитных школьников  :ag:. Центры, созданные ентими шнионами, были первыми центрами буддизма Кагью в Европе. Они благополучно функционируют по сей день и являются одними из сильнейших.
     А вот и фото шпиона-эгоиста:

Пусть каждый найдёт в себе столько же силы и милосердия, сколько находит их в себе Аконг Тулку Ринпоче. :)
В каждый момент существования.
Записан

Valeria F

  • Users
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2466
  • Традиция: Буддист
Re: Томек Ленерт "Жулики в рясах"
« Ответ #13 : Май 24, 2011, 10:54:40 »

Иван, Евгения. Хочу поблагодарить за работу: очень интересный разбор получился. Вообще, о книге Ленерта, только по приведенным здесь цитатам, складывается какое-то, мягко говоря, неприятное впечатление... :at:
По ходу прочтения у меня кой-какие вопросы возникли, правда не столько про Ленерта и его "творение", а больше по буддизму и истории. С вашего позволения я их задам.  :)

Первый вопрос про Лангдарму: что это вообще за личность такая была и что лучше про него почитать. Я о нём почти ничего не знаю, но читала, что историки спорят, был ли он бонцем или буддистом и, соответственно, устраивал ли гонения на буддистов или нет.

Второй вопрос, про разделение на школы, которое, как я поняла из написанного Иваном, произошло после (и частично, как следствие) его [Лангдармы]правления. Я всегда считала, что буддисты положительно относятся к многообразию существующих у них школ и традиций, и сталкивалась с тем, что представители одной школы могут советовать неофитам практиковать в другой (не своей) школе. А тут из контекста я поняла, что это разделение было не совсем положительным эпизодом в истории тибетского буддизма. Или я неправильно понимаю?

Заранее спасибо за ответы  :)
Записан

kulyo

  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 260
Re: Томек Ленерт "Жулики в рясах"
« Ответ #14 : Май 28, 2011, 02:11:08 »

И на всякий случай, для альтернативно одаренных (конечно же не наших): писульки Ленерта не имеют никакого отношения  к самому Оле. Он, как бы, вообще там не при делах. Это его (тов. Ленерта) частное, т.с., художественное творчество.
Записан
0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.