Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Автор Тема: Ингерманландия или Водская пятина  (Прочитано 10205 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Йошка

  • Users
  • *****
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 7891

Ингерманландия, Ингрия или Водская пятина Новгородской земли, а по-простому Ленинградская область.
На английской карте Европы 1648 г. Ингрия обозначена территорией Швеции. И действительно, эта земля была оккупирована Швецией во смутное время и закреплена за ней по Столбовому договру 1617 года, в царствование первого Романова. Вернулась в состав Российской империи она через 85 лет, в 1702 году, в результате начавшейся Северной войны.



Правда, Швеция уже имела права на эту территорию, получив ее в результате неудачно начавшейся для Ивана Грозного Ливонской войны в 1583 г. Но уже 1595 году захваченная часть Водской пятины была возвращена Московскому государству по Тявзинскому договору.

Здесь меня будет интересовать не Карельская часть Северной Ингерманландии, т.е. Ингрия, существовавшая как независимое государство в 1919-1920 г.г., а перипетии язычества, православия и лютеранства в Западной Ингерманландии, т.е. Волосовском, Гатчинском и Кингисеппском районах.
« Последнее редактирование: Май 15, 2012, 23:57:45 от Йошка »
Записан
Побойся неба! ПЖ жив! И я счастлив!

Йошка

  • Users
  • *****
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 7891
Re: Ингерманландия или Водская пятина
« Ответ #1 : Май 16, 2012, 20:08:17 »

Почему-то считается, что самыми древними жителями являлись представители народности водь, столь часто упоминающейся в современном фэнтези. От слова водь Новгород назвал все эти земли Водской пятиной. Народ водь, говорящий на водском языке финно-угорской группы уральской семьи, пришел в эти земли с востока. Сейчас осталось меньше сотни его представителей.

Хотя на самом деле здесь жили многие фино-угорские народы ижорцы, вепсы, ямь или емь, сумь и прочие, которых называли собирательным названием Чудь, а после пропросту чухной. Отношения этих народов со славянами, пришедшими на эти земли с юга были разные - если водь была союзником Новгорода, то ямь с русами воевали. Есть данные о том, что крепость Ям, а после город Ямбург (современный Кингисепп) основан именно на землях этого народа.

В-общем, национальный состав был достаточно пестрым и единственное что можно сказать с уверенностью, что эти земли не были землями балтийских племен.

С Чудью белоглазой связанно много легенд (одна лишь «белоглазость» чуди, вероятно, соотносимая со слабой пигментацией глаз у некоторых представителей прибалтийско-финских племен, может подчеркивать и ее принадлежность к чуждому, иному миру, «иное зрение»   :zomby1:), но факт в том, что в Водской пятине Новгородской земли финно-угорские племена плотно ассимилировались со славянами. От народа Чудь по-видимому осталось название Чудского озера, сам же народ практически исчез.

Лишь немногие финские общины сохранили свой язык и ментальность, но свое начало они берут скорее в истории позднего переселения XVII века, когда эти земли были заняты Швецией. С тех времен и Лютеранское вероисповедание местных финнов. Фотографий того времени история не сохранила  :ag:, но зато нашлась славная гравюра 1776 года.



№2 Национальный ингерманландский костюм 1779 г. Жаль, что нынче жительницы Волосово и Кингисеппа одеваются несколько иначе  :ag:
« Последнее редактирование: Май 16, 2012, 20:20:48 от Йошка »
Записан
Побойся неба! ПЖ жив! И я счастлив!

Admin

  • Малиновые штаны
  • Традиция: Буддизм/Дзогчен
Re: Ингерманландия или Водская пятина
« Ответ #2 : Май 16, 2012, 22:11:25 »

интересно, а кто-нить ген. анализ делал? вот, откель пришли, там...
миграции у предков были вычурные.
часть семитских пелемен каким-то боком оказалась на севере, а славяне на севере Аглии.
Записан

Йошка

  • Users
  • *****
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 7891
Re: Ингерманландия или Водская пятина
« Ответ #3 : Май 16, 2012, 22:58:10 »

интересно, а кто-нить ген. анализ делал? вот, откель пришли, там...
миграции у предков были вычурные.
часть семитских пелемен каким-то боком оказалась на севере, а славяне на севере Аглии.

Оказаться то мог кто угодно и где угодно, вопрос когда  :russian_ru: Вон варяги до Царьграда дошли, а отец Вильгельма завоевателя Роберт-Дьявол в Иерусалим паломничество совершил. Примерно тогда же норманы захватили Сицилию. Народ путешествовал вполне активно  :na_kone1:

А как сделать ген.анализ, по остаткам же не получится?  :ah:
Записан
Побойся неба! ПЖ жив! И я счастлив!

Йошка

  • Users
  • *****
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 7891
Re: Ингерманландия или Водская пятина
« Ответ #4 : Август 22, 2012, 01:07:19 »

В результате того, что Ингрия долгое время была под властью Швеции, православие практически ушло с этих земель. Первые сохранившиеся православные храмы датируются петровским временем. В том же Волосовском районе их прямо скажем не густо. А действующих и вообще чуть.

На днях с Арсеничем говорили, вот решил написать :)

Это ссылка на действующие храмы, Троицкий храм в Редкино пока не указан. Но это Волосовский благочинный округ. В районе и другие есть.
http://voblago.spb.ru/content/blogsection/6/17/

Деревня в Курске раньше действительно была Яблоницами. Причем переименовал ее какой-то кретин, потому как именно в Яблоницах находится ревизский столб:



Ревизский столб первой трети XVIII века в деревне Яблоницы — памятник крепостничеству. Надпись на нем гласит: «Село Яблоницы крп. собств. ривиз. душ 101 земли 164 д.». Таких столбов, сообщающих о переписи душ и земли, в России сохранилось всего два. Второй в Брянске. Найти ревизский столб в Яблоницах легко, он расположен прямо через дорогу от церкви Воскресения Христова, построенной в 1872 году архитектором И.Булановым. (GPS: N59 18.363 E29 08.000).



Церковь в Яблоницах и при советской власти была действующая. "Первое упоминание в летописях о храме на этом месте относится к 1574 году, говорится о деревянной обители Архангела Михаила, которая была разорена шведами во время их правления. Затем на этом месте была построен деревянный храм в 1760 – 1761 годах. Со временем здание обветшало и его разобрали. В 1842 – 1846 году построили кирпичное здание храма, которое в 1872 году перестроили, автор - архитектор И. И. Буланов. Когда в нашей стране произошло отделение церкви от государства, то помещение отдали под клуб. В 1942 году церковь Воскресения Словущего открыли для Богослужения и больше не закрывали."

« Последнее редактирование: Август 22, 2012, 01:12:35 от Йошка »
Записан
Побойся неба! ПЖ жив! И я счастлив!

Йошка

  • Users
  • *****
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 7891
Re: Ингерманландия или Водская пятина
« Ответ #5 : Октябрь 22, 2014, 16:04:28 »

Мое самое любимое место в нашей "Ингерманладской" области - это район деревни Ильеши, недалеко от Таллинского шоссе. Километров сто от Петербурга. Хотя путь от моей деревни через Ильеши не самый короткий, я люблю ехать именно так. Сложно сказать почему, само место как-будто притягивает. Дорога идет через какие-то особенные луга, петляет между покатыми холмами и в самих Ильешах делает крутой поворот рядом с Никольским Пятницким храмом. Фильм "Белые ночи" Кончаловский завершает цитатой из Бури :«Откуда эта музыка? С небес? С земли? Теперь она умолкла?». Созвучное состояние дает это место.



А вот про само место я ничего не знал, как не знал и про храм, который наверное самый живописный во всей округе. После беглого ознакомления с историей наших мест у меня возникло представление, что после шведского владычества в наших землях православие так и не смогло укорениться.



Но представление это неверное и вот почему: мне тут попалась замечательная книжка Вячеслава Мизина «Забытые священные и мифологические места Ингерманландии». И открыл я для себя, что Ильеши являлись основным местом народного паломничества на Ильин день, и о священной березовой рощи, и о камне со "следком", и о Прасковье Пятнице, культ которой восходит скорее к Макошь, чем к Святой Параскеве, и о том, что даже петербургской интеллигенции Балтийская железная дорога делала специальные рейсы на праздничный день, и о врачевании болезней разных, и о особом почитании места у цыган, и о том, как лечили коней, водя их вокруг часовни, и как в советское время боролись с традицией, но так побороть и не смогли. Непростое место. Откуда эта музыка? :)
Записан
Побойся неба! ПЖ жив! И я счастлив!
0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.