Тибетские монахи Гьюдмед в кожуунах Тувы, 2005 г.
http://video.yandex.ru/users/lung-ta/view/86#Буддийские монахи из Университета Дрепунг Гоманг дацан во главе с доктором буддийской философии Отог Ринпоче, находящиеся в эти дни с визитом Туве, 25 августа провели большой ритуал - огненную пуджу Ямантаки возле восстановленного храма Устуу-Хурээ, сообщает сайт
ustuhure.com.
Состояние храма в 2005г. можно видеть на 9-ой минуте.
Устуу-Хурээ — один из самых крупных и известных буддийских хурээ, монастырей Тувы, расположенный в урочище Чайлаг-Алаак, в долине Хемчика, на правом берегу реки Чадан, в 7 км севернее города Чадана, у дороги, ведущей в поселок Бажын-Алаак. Для его строительства была выбрана живописная долина в трех верстах от ставки Хемчикского нойона Хайдыпа.
Устуу-Хурээ (буквально по-тувински - «верхний хурээ») один из двух крупнейших храмовых комплексов, находившихся на территории Даа-кожууна, который включал в себя больше половины территории Тувы и по праву считается колыбелью современной государственности тувинцев.
Монастырь был одним из самых богатых, но отнюдь не самым большим. Цогчен (главный храм) был построен в 1905-1907 гг. богатым, влиятельным и очень честолюбивым нойоном Хайдыпом. Строительство осуществлялось под руководством и по проекту специально приглашенного тибетского ламы Кунтана Римпоче и при участии китайских мастеров.
Население кожууна, обложенное дополнительной денежной и натуральной повинностями (лес для строительства, тягловый скот), непосредственно участвовало и в самих строительных работах: каждый сумон в назначенный день выставлял определенное число людей, готовивших раствор, сооружавших опалубку, ставивших леса и т.д. Проект монастыря тибетского образца привез в 1905 г. Кунтан Римпоче, однако некоторые утверждают, что это типичная монгольская постройка, соединившая в себе архитектурные приемы Тибета и Китая: скошенный низ типичен для тибетских построек, а легкий деревянный павильон второго яруса — для китайских. Так или иначе, Устуу-Хурээ стал венцом ламаистского строительства в Туве. Подобного ему не было не только здесь, но и на территории всего бывшего Советского Союза и нынешней РФ.
«Белоснежный квадратной формы храм стоял точно отличительный межевой знак на пространстве многих миль, безусловно, придавая характер некоторой оседлости этих кочевой, по существу, местности» - таким увидел Устуу-Хурээ в 1913 году англичанин Д. Карртерс, автор «Неведомой Монголии ».
Устуу-Хурээ был построин в 1905-1907 годах тибетским архитектором Кунданом Ринпоче по инициативе Хайдыпа-Угердаа, правителя Даа-кожууна. Это был крупнейший монастырский комплекс в Туве, в нем служили несколько сотен лам. В 1937 году Устуу-Хурээ был разрушен, священнослужители – репрессированы. В 1999 году впервые состоялся фестиваль живой веры и живой музыки «Устуу-Хурээ» , основная цель которого – привлечение внимания общественности к проблеме реконструкции храма.
Это все лишь маленькая часть того, что называется историей фестиваля. И это сделано друзьями, а где-то и родителями фестиваля, командой Государственной Телерадиокомпании «Тыва». Не претендуя на конечную истину, скажем: «Лучше один раз увидеть… »
Ярким культурным событием современной Тувы начиная с 1999 г. стал фестиваль живой музыки и веры «Устуу-Хурээ», лидером которого является музыкант Игорь Дулуш. Фестиваль возник в русле идеи восстановления развалин некогда величественного буддийского храма в г. Чадане. Девизом фестиваля стала живая музыка (в противовес «фанере») и следование универсальным духовным постулатам живой веры (добро, толерантность, непритязательность к жизненным благам). Идеологи фестиваля намеренно отошли от коммерческой выгоды, однако проводящийся ежегодно в июле фестиваль «Устуу-Хурээ» стал весьма привлекательным для множества музыкантов разных течений в самой Туве, России и за рубежом. Простота бытовых условий палаточного городка, близость к природе, особая атмосфера развалин буддийского храма, постоянное совместное музицирование участников – все эти компоненты создали неповторимый имидж фестиваля. Долгое время мероприятие имело статус неофициального, не поддерживалось властями и являлось своеобразной формой альтернативной культуры. Но с каждым разом расширялась география участников, завязывались новые международные контакты, в итоге фестиваль получил государственную поддержку.
Духовой оркестр Правительства Республики Тыва
http://www.youtube.com/watch?v=zHkkQW9GsEo&feature=player_embedded#!