Агинский дацанВ 1811 году агинские буряты восьми хоринских родов пригласили тайшу Галсана Мархаева для определения места строительства дацана, который будет именоваться Агинским дацаном. Перед тем как Мархаеву выбрать место строительства Агинского дацана, ему приснился сон, где он услышал звуки молебна, смех хувараков и лай собак, из-за чего тайша остановил свой выбор именно на местности Булактуй.
Для строительства дацана были приглашены русские каменщики и плотники. Дацан построен в 1816 году.
В те времена большинство лам из хори-бурят обучались в тибетской провинции Амдо, в монастыре Лавран. Однако довольно долго (до середины XIX в.) систематическое философское и тантрийское образование получить в бурятских дацанах не было возможности, и за знаниями ламы отправлялись в соседние Тибет и Монголию.
В 1861 году открывается школа цаннид – философский факультет. С открытием философского факультета в Агинском дацане обучение философии становится обязательным для всех лам, необходимым как для внутреннего роста, и положения. Агинский дацан гордится своими выдающими учеными, философами.
При шэрээтэ Г-Ж. Тугулдурове, в начале 60-х гг. XIX в. была
учреждена монастырская книгопечатня, которая со временем стала признанным центром издательской деятельности Забайкалья. За время ее существования была издана практически вся необходимая для изучения и обучения в монастырях каноническая учебная литература по богословским дисциплинам (философии, логике, астрономии, астрологии, тантризму, винае, медицине и т.д.), а также обрядовая литература, используемая во время проведения хуралов и разных ритуалов.
Благодаря печатной деятельности, слава о его просвещенных ламах и об их трудах, о высоком уровне монастырских школ распространилась по всему буддийскому миру Центральной Азии, и Агинский дацан приобретает определенное влияние в среде других дацанов. Печатные книги-ксилографы, изданные в дацанской типографии, и признанные специалистами лучшими по качеству печати, четкости и красоте составляют гордость многих востоковедных библиотек мира.
В 1867 г. шэрээтэ Агинского дацана Галсан-Жимба Тугулдуров, ставший ученым в пяти науках, написал книгу «Основы астрономии», перевел с тибетского на монгольский язык много различных книг философского и художественного содержания. Важнейшей его работой являлся тибетско-монгольский словарь “Светильник, разъясняющий значение слов грамматики”. Этот словарь был одним из первых в Бурятии тибетско-монгольских словарей.
По приглашению шэрээтэ Г-Ж.Тугулдурова в Цугол прибыл большой знаток медицины и авторитетный монгольский врач (эмчи) Чой-манрамба. Он обучил бурятских монахов искусству ведения богослужений, посвященных медицинскому Будде – Бхайшаджьягуру, и проведению всевозможных медицинских ритуалов, направленных на исцеление больных, страдающих тем или иным недугом. Цугольская медицинская школа явилась первой в цепочке манба-дацанов в Забайкалье, впоследствии по ее модели стали открываться медицинские факультеты в других географических зонах этнической Бурятии. Г-Ж. Тугулдуров относится к тем бурятским деятелям, которые получили восточное, или буддийское образование и создавали свои труды на монгольском и тибетском языках, способствуя развитию системы образования в обширных кругах.
В 1853 году по ходатайству генерал-губернатора Восточной Сибири Н.Н. Муравьева и Сибирским комитетом сената, было утверждено Николаем I
«Положение о ламайском духовенстве», преследовавшее цель приостановления развития буддизма и способствования христианизации бурят. Но, несмотря на всесторонний контроль, запрещающий строительство новых дуганов и сокращение штата буддийского духовенства, никогда еще за всю историю бурят в таком объеме не велось строительство, не закупалось оборудование, не производились культовые атрибуты дацанов. Все жесткие ограничения, касающиеся деятельности буддийского духовенства, объяснялись не только статьями “Положения о ламайском духовенстве Восточной Сибири 1853 г.”, не только стремлением губернской администрации использовать любой повод для демонстрации права государственного контроля, но и более прозаическими мотивами многоступенчатого взяточничества рядовых чиновников.
Ензон-багша вместе со своим родным младшим братом Ринчин-Самбу Данжиновым (Эмчи-багша) о
ткрывает в 1884 году факультет тибетской медицины, где учебный процесс факультета строится по аналогу учебной программы Цугольского манба-дацана. В 1880 году был открыт факультет Тантры, в 1906 году – факультет Калачакры и Дуйнхор дацан.
Рубеж XIX-XX вв. можно назвать пиком расцвета Агинского дацана. Воздвигается статуя Майдари, построены все необходимые культовые сооружения. Общий образовательный уровень Агинского дацана не уступает ведущим монастырям Тибета, Монголии, Бурятии. Ведется издательская и переводческая деятельность, с бурным строительством дуганов получило развитие бурятское зодчество и каноническая архитектура.
Сайт Агинского дацана с видеоматериалами:
http://aginskydatsan.ru/videogal