Тенгрианство в нем сильнее заметно, чем буддизм.
А где оно заметно-то?
Раскрывай ужо свои источники информации.
Кстати, такая точка зрения, - насчёт тенгрианства, - существует. Точек зрения в данном вопросе вообще немеряно, - поскольку фактов мало. Некоторые, к примеру, утверждают, что Унгерн был пылким христианином.
Некоторые - что он являлся не менее пылким сатанистом.
Однако те малочисленные факты, которые у нас имеются, - говорят таки в пользу буддизма. Во-первых, заведомо известно, что Унгерн постоянно был окружён ламами (что изрядно выбешивало многих офицеров). Во-вторых, в дивизии имелись православные священники, - однако ни Унгерн, ни Резухин (правая рука Унгерна) с ними не общались; причём позиции священника в Азиатской конной дивизии были более чем шатки. Так, одного батюшку Унгерн изгнал за то, что батюшка сетовал на сквернословие, процветающее среди солдат. Далее, известно, что барон не принимал участия в праздновании Пасхи и иных христианских календарностей, - чем опять же ранил хрупкую психику некоторых подчинённых. Зато известно, что Унгерн постоянно посещал буддийские храмы. Перед выступлением на Россию для солдат-христиан была проведена церковная служба с благословением; Унгерн же, в отличие от христиан, ходил за благословением к Богдо-Гэгену.
Вот ещё интересный факт: после гибели Резухина при нём была найдена грамота Богдо-Гэгена, дарующая Резухину княжеское звание (пояснение для тех, кто не в курсе: многие унгерновские офицеры получили от Богдо-Гэгена звания и награды, поскольку Унгерн освободил Монголию от Китая и спас Богдо-Гэгена из-под ареста; высшие звания были пожалованы Унгерну и Резухину). Так вот, в означенной грамотке было указано вероисповедание Резухина: буддист (ламаист).
Оно, конечно, понятно, что Унгерн и Резухин - это разные люди, и взгляды у них могли быть разными. Однако заведомо известно, что Резухин был единственным другом и единственным доверенным лицом Унгерна. Все остальные даже о ближайших планах барона могли только догадываться либо вестись на приколы типа знаменитого "Приказа №15".
Однако вернёмся к вопросу вероисповедания.
О буддистских взглядах Унгерна говорят все его бывшие сторонники в своих воспоминаниях. Сам Унгерн на допросах в ЧК говорил то про буддизм, то про христианство. Но на допросах в ЧК он вообще глумился, кажись. Дело в том, что на разных допросах он даёт разные показания. Даже разные даты собственного рождения.
Вот и думай: то ли издевался человек над ЧК, то ли там вообще не Унгерна допрашивали.
Ценным источником являются, как это ни странно, записи Оссендовского о беседах с Унгерном. Дело в том, что, хотя Оссендовский - врушка и фантазёр, но именно глава "Гулкое сердце Азии" (из романа "И звери, и люди, и Боги") - почти достоверна. Уже хотя бы потому, что описанное в ней Оссендовским совпадает с другими источниками. Кроме того, известно, что Оссендовский во время своего пребывания в Урге общался с Унгерном весьма интенсивно и пользовался определённым доверием барона. Достаточно сказать, что именно Оссендовский и Ивановский по поручению Унгерна создали историческую мистификацию, достойную пера Курёхина, - а именно, "Приказ №15". Об отношении Унгерна к Оссендовскому и о непростой роли беллетриста-авантюриста говорит также письмо Унгерна к Грегори (агенту барона в Китае): "Профессору верить". - Согласитесь, что вот этот момент действительно как-то заставляет верить.
Вполне очевидно, что Унгерн отправил Оссендовского в Китай не просто покататься.
К чести Оссендовского замечу, что на страницах своего романа он ни словом не проболтался ни о "декоративности" Приказа, ни о своём участии в его создании, ни о своей пекинской миссии. Представьте только: человек сочинил путешествие в Тибет, придумал встречу с Джа-Ламой, красочно нафантазировал про Агарти и Царя Мира, - и сумел ни разу не обмолвиться о своих реальных приключениях, - куда более интересных, чем фантазии. Это внушает уважение.
Надеюсь, сказанного выше достаточно для того, чтобы поверить Оссендовскому и в том, что касается бесед с Унгерном. Так вот, о своём вероисповедании Унгерн говорил следующее: "Свою жизнь я провел в сражениях и за изучением буддизма. Дед приобщился к буддизму в Индии, мы с отцом тоже признали учение и исповедали его. В Прибайкалье я пытался учредить орден Военных буддистов" ("И звери, и люди, и Боги").
Замечу, что эта самая версия "наследственного буддизма" многим исследователям кажется маловероятной. Однако, ежели поразмыслить, - то пожалуй, именно она претендует на наибольшую достоверность. Ведь если дед и отец барона по-тихому исповедовали буддизм в эстонской глубинке (а не по-тихому бы не вышло; напоминаю о законах Российской Империи, суливших море радости отступившим от христианства), - то их вИдение буддизма неизбежно отличалось бы и от буддийской "классики", и от публикуемых востоковедами работ по буддизму, и от экуменизма, стремительно входящего в моду. Именно такое вИдение мы наблюдаем у Унгерна.
Далее, из биографии Романа Фёдоровича мы знаем, что он был знаком с Монголией задолго до Гражданской войны. Более того: ради возможности перебраться в Халху он вышел в отставку, - и только начало Первой Мировой побудило его вернуться к военной службе. Спрашивается: с чего бы нормальный германский барон жертвовал карьерой ради счастья потусоваться в Монголии? С чего бы его туда тянуло с такою страшной силой? Ну вот серьёзно.
И, наконец, 1921 год, освобождение Унгерном Монголии. Многие современники считают, что Унгерн отнюдь не
наступал на Монголию, - а
отступал в Монголию от красных. Однако это предположение ни к чёрту не годится, поскольку заведомо известно, что Унгерн поддерживал идею создания Монгол-бурятского теократического государства задолго до 1921 года. Более того, формально оно даже было создано, и соответствующие документы были подписаны в Даурии, - но государство оказалось нежизнеспосбным (о чём, кстати, Унгерн предупреждал заранее: идея, мол, хорошая, а исполнители - пустые, никакущие). Добавлю так же, что в дивизии Унгерна изучение монгольского языка было обязательным. После этого утверждать, что вступление Азиатской Конной Дивизии в Монголию является случайностью, - как бы немножко наивно.
Стало быть, мы имеем следующее. Унгерн заявлял, что является буддистом; он окружал себя буддистами; он был приверженцем панмонгольской идеи. Все свои убеждения он вполне красноречиво подтверждал действием. Вопрос: кто он тогда по вероисповеданию? Мормон?
ЗЫ. Благородные нойоны, я тута перечитал написанное и обнаружил страшную вещь. Видите ли, я так сроднился с темой, что пишу о некоторых вещах как о само собой разумеющемся, не давая пояснений. Насколько я понимаю, написанное мною сейчас никому не будет понятно. Поэтому прошу задавать вопросы, - что именно надобно разъяснить. Я же, в свою очередь, в следующем сообщении выложу краткую биографию Унгерна, - после чего, надеюсь, всем полегчает.
Приношу извинения за неподходящий способ изложения материала.