Прошу простить за легкий сумбур, тема не моя, но надеюсь, что основную мысль донесу.
В теистических религиях главенствующую роль обычно занимает архетип Отца. Реже он замещается архетипом Матери. Например, в католичестве. Впрочем, это происходит не только в теистических религиях. Даже у даосов, где мужское и женское начало должно быть сбалансировано, женское начало всё же берет верх над мужским. Но интересно вот что, если рассматривать божество как персонификацию человеческой потребности в главенствующем архетипе, то почему нет ни одной религии с главенствующей ролью архетипа Семьи, то есть Отца и Матери вместе. Сам архетип безусловно присутствует, но занимает второстепенную роль. Есть союз Зевса и Геры, но нет храма этому союзу. Неужели у наших предков с семьями было не ахти? И стоит ли удивляться, что и теперь не ах? Или дело в другом?
Дело в другом, в браке двое становятся одним, в этом суть брака, в единстве. То есть надо искать нечто ЕДИНОЕ, в чем смысл и символ заключен. А ты ищешь двойственности в религиях, от которой все беды, пока два не суть одно - они еще и не брак, а так себе - союз. Беда в разделении, при чем не только мужчины и женщины, суть и смысл всего истинного - в единении, ищи одно, в чем заключено единение двойственности - везде найдешь, наверное и архетипический символ брака.
Допустим, в христианстве Отец и мать, рождают Сына, который единит в себе и мужское и женское, и Божественное с человеческим, Небо и Землю, а так же все нации и народности, Начало и Конец и все вообще... Являясь вершиной почитания и символом всего в Самом себе, в том числе и семьи канонично (церковь - Тело Христово, семья - малая церковь, брак - едина плоть). А то, что ты говоришь о главенствующей роли Отца и архетипе отца - это все инструментарии к устойчивым психологическим структурам. Они отрабатываются.
ЗЫ: И я так поняла, что тебя интересует брак, а не семья, ибо семья - это немного другое, это шире, чем брак: род, фамилия, допустим, бабушка с внучкой - тоже семья.