Двустороннее общение с защитниками происходит обыкновенно лишь во снах просветлённых тибетских мастеров, и это, пожалуй, является единственным достоверным проявлением деятельности и доказательством существования этих существ. Рассмотрим обмен информацией с потусторонними существами в свете современных представлений о природе сна. Во 2-ой половине 20 века благодаря появлению методов регистрации биоэлектрической активности головного мозга, мышц и глаз исследователям в области нейрофизиологии состояния сна удалось установить его внутреннюю организацию, механизмы и связь с предшествовавшим периодом бодрствования. Желающие познакомиться с этими исследованиями могут обратиться к монографиям: «Бодрствование и сон» А.М.Вейна, «Наука», 1970 и «Адаптивная функция сна, причины и проявления её нарушения» В.С.Роттенберга, «Наука», 1982. Употребляя слова в простоте их, можно утверждать, что присниться может всё, что в состоянии вообразить человеческое сознание. Если практик учения Великого Совершенства испытывает сильную потребность в общении с потусторонними существами и в период бодрствования продолжительное время предаётся размышлениям о них, то вероятность появления сновидений с участием защитников будет близка к 1 или, выражаясь иначе, к 100%. Более того, многолетним интенсивным самовнушением можно достичь галлюцинаций - очень явственных переживаний присутствия потусторонних существ даже во время бодрствования, подобных тем, о которых рассказывают тибетские учителя. Сила веры, внушения и самовнушения поразительно велика, она может быть причиной изменений даже на физиологическом уровне. Инструкции в состоянии гипнотического сна могут привести к возникновению сильного ожога на теле испытуемого. Известны случаи, когда у выдающихся практиков христианства возникали стигматы – кровоточащие незаживающие раны в участках тела, в которые когда-то было принято вбивать гвозди при распятии. Следует заметить, что воздействие сил веры и внушения особенно велико на людей с неразвитым логическим мышлением, низким уровнем образования, невысоким психическим и культурным развитием, из которых в подавляющем большинстве своём состоят религиозные секты. Крупный российский психиатр и невролог В.М.Бехтерев в своей работе «Внушение и его роль в общественной жизни» (СПб., 1898) отмечал, что «внушение действует не только на лиц со здравой логикой, но еще в большей мере и на лиц, обладающих недостаточной логикой, как например детей и простолюдинов».
Пожалуй, единственным логическим доводом в пользу существования потусторонних существ, который мне довелось услышать на ретритах и прочитать в книгах, является тот факт, что мы не можем доказать их несуществование. Но если мы не можем доказать, что защитников нет, это не означает, что они есть. При изучении тибетского религиозного наследия вообще сами собой возникают недоумение и вопрос нравственного свойства – зачем столь необходимы защитники системе знания при условии, что она имеет претензию полагать себя истинной? Разве нужны защитники квантовой механике, специальной теории относительности или теореме Пифагора? Защитники нужны лишь в иных сферах человеческих отношений, связанных с получением прибыли, охраной имущества и законов, к примеру, в бизнесе, криминальной деятельности или территориальных конфликтах между государствами. Духовное учение, защищаемое столь ужасающей наружности и свирепого нрава чудовищами, не выглядит лояльным и человеколюбивым.
В этой небольшой статье я не имею возможности дать полный обзор и проанализировать всё многообразие аспектов и практик учения Великого Совершенства. Поэтому, читатель, на мою долю не остаётся ничего, кроме как полагаться на Вашу склонность к самостоятельному мышлению и на то, что Вы любите задумываться о природе вещей. В качестве домашнего задания предлагаю Вам самому рассмотреть и провести анализ практик перемещения человеческого сознания из одного тела в другое, перерождения тулку из предыдущей жизни в последующую, практику тайных целительных, обогащающих и трансформирующих мироздание мантр, впрочем, и всех остальных практик, которые Вам удастся найти в Дзогчене.
Итак, ничего, кроме противоречий с фундаментальными принципами естествознания в учении Великого Совершенства обнаружить не удаётся. Даже многотысячелетнее существование учения не может служить доказательством его верности. Громадное количество мифов, в которые долго верили люди, оказались ошибочными. Земля выглядит плоской, а оказалась круглой; не Солнце вертится вокруг Земли, а наоборот. Это стало известно благодаря не открытиям терма или всеведению просветлённых, а научным исследованиям. Следует также принять во внимание одну очень важную особенность научной картины мира. Современное естествознание устроено таким образом, что если будет обнаружен факт, противоречащий какому-либо его фундаментальному принципу в уже исследованной области опыта, придётся заменить не только этот принцип, а всё естествознание целиком. Как иллюстрацию этой особенности можно привести такой пример: если сравнить развитие естествознания со строящимся домом, то оно достраивается, а не перестраивается. Следовательно, если будет найдена огреха в устройстве фундамента, строители будут вынуждены снести весь дом и начать строительство с самого начала. Возведение же последующих этажей дома не меняет планировку предыдущих. К примеру, законы Ньютона для достаточно больших и достаточно медленных тел были верны за миллиарды лет до Рождества Христова и будут оставаться справедливыми ещё миллиарды лет. Покамест медитации, даже тибетского сорта, изменить это не удалось. Поэтому верным может быть либо Дзогчен, либо физика с биологией. Система же законов, лежащих в основании естественных наук, проверена всей человеческой практикой и бесчисленными техническими приложениями. Проведено гигантское количество экспериментов, но на сегодняшний день нет ни одного достоверно удостоверяющего существование чудес. Невзирая на это научное сообщество по-прежнему готово рассмотреть любой эксперимент, доказывающий сверхъестественное. Более того, оно готово за это хорошо платить. В 1834 г. Французская Академия наук предложила премию в 5000 франков любому человеку, который сможет прочитать письмо в запечатанном конверте. Премия не выдана до сих пор. Несколько научных обществ и фондов учредили премии на сегодняшний день общей суммой около 2,5 миллионов долларов США для лиц, достоверно продемонстрировавших сверхъестественные способности. Сейчас весь тибетский народ отчаянно нуждается в деньгах, но неизвестны даже попытки забрать эти призы со стороны лиц тибетского происхождения. Хотя следует отметить, тибетским ламам заниматься этим нужды нет – ведь они не дают передачи практик бесплатно. Практик, при достижении успеха в которых люди обретают сверхъестественные способности.
Продолжительный опыт изучения Великого Совершенства позволяет мне сделать утверждение, что наиболее частым и, пожалуй, самым убедительным ответом на все вопросы щекотливого свойства о Дзогчене является утверждение о необходимости обретения недвойственности и выхода за пределы ограничений. Дескать, само по себе обретение недвойственного восприятия разрешает все эти вопросы. А если ты пребываешь в двойственном восприятии, то каким образом ты можешь понять проявления недвойственности?! То есть нынче ты не понимаешь, когда же поймёшь, понимать уже не придётся. Структура этого довода такая же, как и у доказательств бытия бога Фомы Аквинского и Ансельма Кентерберийского. Сходство есть также и в том, что Ансельм понимал веру как предпосылку рационального знания: «Не ищу уразуметь, дабы уверовать, но верую, дабы уразуметь». Словом, софистика, пустая игра понятиями, но блеск фразы может ошеломить свежего человека. Единственный же случай, когда мне посчастливилось увидеть, а не снова услышать о выходе за рамки ограничений нашего бытия, - это объединение женской и мужской бань в одном из центров секты Дзогчен. Таиться не буду, мне очень понравилось! По сей день с нежностью вспоминаю эту недвойственную баню за пределами ограничений.
В одной из книжек можно прочитать, да и на ретритах мне приходилось слышать утверждение, что Дзогчен – ни учение, ни секта, ни религия. Дескать, это – знание, как оно есть. Но всякое знание предполагает новые возможности или, говоря языком научным, технологии. Приведу пример. Физика и биология – это знание. Благодаря этому знанию мы имеем сотовые телефоны, компьютеры и генную инженерию. То, что вещество состоит из молекул, а живая материя из клеток, было установлено благодаря научному методу исследования мира, но не всеведению и безграничной мудрости просветлённых существ. В Великом же Совершенстве мы имеем лишь нескончаемые разговоры о знании всего и новых возможностях. Каким образом просветлённое существо может знать, что будет в следующей или было в прошлой жизнях, если оно не знает, что происходит в нынешней? В учении Дзогчен нет ничего выходящего за рамки веры, самовнушения и практики медитативного транса. Эти составляющие - веру, самовнушение и трансовые техники - можно обнаружить во всякой религии и почти в любом виде психотерапии. Из этого следует, что самая большая претензия, которую может позволить себе Великое Совершенство и не выглядеть при этом юмористически, - это подавать себя как редкий, экзотический сорт психотерапии для истлевающих в довольстве клиентов.
Предаваясь такого рода размышлениям, однажды я решил спросить у одного тибетского ламы, где же эти сверхъестественные явления, являющие собой суть и основу тибетского буддизма и религии Бон; ну а если их нет, то зачем о них говорить и писать. Ведь говорят и пишут о них в учении Дзогчен всегда и везде. Ответом была казуистическая отговорка, большого искусства в которых вообще, по моим наблюдениям, достигают многие религиозные проповедники. Но в вопросе, сколько и кому нужно платить за получаемые учения, мне помогли достигнуть полной определённости. Впрочем, я не виню в этом именно учение Дзогчен, ведь это общее свойство всех религиозных сект и финансовых пирамид, не так ли, мой читатель?!
Обучение у тибетских лам подобно обучению у барона Мюнхгаузена. Живи барон Мюнхгаузен не в Германии, а в Тибете, ему удалось бы стать одним из величайших тибетских мастеров и, несомненно, непревзойдённым махасиддхой (так называют высокореализованное существо, запросто делающее сверхъестественные поступки). Впрочем, этому легко найти причину. Тибетские священнослужители получили только религиозное образование, лишь затем силою китайского вторжения они были вытеснены из привычной культурной среды средневековья. Хотя многие из них и живут в странах западной культуры, ламы избегают получать светское образование и задумываться над истинностью средневековых представлений об устройстве мироздания.
Для того чтобы наше с Вами, читатель, скромное исследование тибетской религиозной культуры обрело черты логической завершённости, нам следует допустить, что необычные явления, описываемые в этой традиции, возможно, имели место, но обладали несколько иным, чем обычно принято полагать, модусом существования. Нельзя отрицать возможности того, что феномен сверхъестественного мог существовать в личном субъективном опыте йогинов, пребывающих в галлюцинаторном состоянии (галлюциноз МКБ-9 291.3). Тибет всегда славился своим мощным психотехническим арсеналом. Суть многих тибетских религиозных практик сводится к вызыванию у себя особого рода галлюцинаций. Для примера рассмотрим существующую в тибетском буддизме и религии Бон тантрическую практику идама. Идам - это мифологический персонаж, с которым медитирующий полностью отождествляет себя, преследуя цель открытия природы своего ума. Идамы бывают разнообразной наружности, мирными и гневными, одиночными и в союзе, они могут быть огромными как горы и маленькими как пылинки, часто со звероподобными частями тела и устрашающими аксессуарами, такими, например, как ожерелье из окровавленных человеческих голов или элементы одежды из человеческой кожи. Идамы могут обладать множеством рук, голов и глаз. Делая эту практику, йогин обычно уходит в многолетнее затворничество, где круглосуточно с неослабными усердием и сосредоточенностью в мельчайших подробностях визуализирует себя в виде выбранного для практики идама. Практика считается завершённой, если в процессе очень длительного искуса медитирующий достиг полного самоотождествления с этим мифологическим персонажем. Часто для иллюстрации того, какой именно степени должно быть самоотождествление, некоторые тибетские учителя приводят такой пример. Некий практик делал практику своего идама, у которого была голова быка. Однажды, когда срок его затворничества подошёл к концу, йогину нужно было пройти сквозь дверной проём. Но пройти он не смог. Когда у него спросили, почему он не может выйти наружу, он ответил, что ему мешают рога. Полагаю, не подлежит никакому сомнению истинность утверждения, что опыт он при этом испытывал самый сверхъестественный.
Конечной же целью почти всех буддийских и бонских тантрических практик является достижение состояния галлюциноза в острой форме, а затем убеждения себя в том, что испытываемые галлюцинации не отличаются от реальности. Вообще психические болезни определяются как заболевания человека, при которых нарушается отражение реальности, изменяются самосознание, поведение и отношение к окружающему. Неразличение же галлюцинаций и реальности является одной из основных черт клинической характеристики многих психозов. Полагаю, Вам, мой читатель, известно, в чём состоит это различие. Впрочем, в противном случае вряд ли бы Вы читали сейчас эти строки: уверен, психиатрические лечебницы не предоставляют услуги доступа в Интернет. Следует также учесть, что в средневековом Тибете не существовало понятия психической болезни в современном его понимании, не было сегодняшнего представления о психологической гигиене, отсутствовали специализированные клиники, где принудительно лечили бы психиатрических больных. Именно поэтому не вызывает удивления тот факт, что поведение просветлённых йогинов в рассказах и книгах тибетских мастеров часто поразительно схоже с поведением пациентов психиатрических лечебниц. Интересующиеся описанием и классификацией симптоматики психических болезней могут найти их в книгах: В.А.Гиляровский «Психиатрия», 4-ое изд., М., 1954; «Справочник невропатолога и психиатра» под редакцией Н.И.Гращенкова и А.В.Снежневского, 2-ое изд., М., 1968.
Таким образом, делая заключающий наши рассуждения логический вывод из всех предыдущих посылок, мы можем утверждать, что тибетские учителя могут принадлежать только к одной из трёх категорий:
1)психически здоровые, но крайне экономно наделенные от природы умственными качествами, добросовестно заблуждающиеся люди;
2)психически здоровые плуты (мошенничество по ст. 159 УК РФ);
3)психически нездоровые люди, говорящие правду (галлюциноз МКБ-9 291.3).
Теорема, утверждающая, что Великое Совершенство – свод тибетской и дотибетской мифологий, совместный плод религиозного вымысла и народной сказочной традиции, доказана. Всякая теория или, если угодно, учение, из которого следует, по меньшей мере, один опровергаемый опытом вывод, ошибочно. Устройство мира едва слышно шепчет «да», но очень громко и внятно произносит «нет».
Нет сомнений в том, что именно сейчас дотошный читатель воскликнет: да ведь не в сверхъестественном же цель тибетского буддизма, а в благородном стремлении к окончательному избавлению от страданий и пр.! Но и здесь, любезный знакомец мой, ждёт нас закавыка. Буддийские психология и психофизиология основаны на столь древних, траченных молью идеях об устройстве и взаимных отношениях человеческой психики и окружающего мира, о сути страданий и механизме избавления от них, что и способ лечения психозов с помощью обряда умилостивления злокозненных духов. Бесспорно, духовная практика тибетских учений способна принести некоторое избавление от страданий, но лишь дорогою ценою ряда злокачественных побочных эффектов, простирающегося от социальной неадекватности до распада личности.
Словом, как и о философии, о Дзогчене можно сказать, что он претендовал на самое большее, а достиг самого меньшего. Что ж, мироздание, по-видимому, создано не для удобства тибетского буддизма и религии Бон. Признаюсь, я сам огорчён, мне очень бы хотелось, чтобы учение Великого Совершенства было верным. Чтобы вместо вымороченного мирка товарно-денежных отношений, олигархов и налогов существовали бы реализация радужного тела и потусторонние измерения; силою мантры можно было бы проходить сквозь стены, останавливать Солнце и оживлять умерших; в очарованных рощах жили бы белые единороги; гномы хранили бы в подземельях кольца всевластья и сундуки, набитые бриллиантами вперемешку с золотыми дукатами; и прочие сюжеты жанра фэнтези. Но, chere amie, с фактами да здравым смыслом разве поспоришь.
Но будемте справедливы, как не бывает худа без добра, а света без тьмы, так и в учении Дзогчен есть и верные элементы. Во всякой, даже ошибочной, теории можно обнаружить правильные утверждения. Даже в алхимии, гомеопатии, астрологии, фашизме и марксизме-ленинизме. Но правильные посылки в этих учениях помещены в неверный контекст и развиваются с нарушением законов логики. Из того, что только один блок в фундаменте здания не разрушен и достаточно крепок, не следует, что здание пригодно для жилья. Из несомненно верного утверждения, что всё во Вселенной связано со всем, не следует достоверность астрологических предсказаний. Из безусловно правильного высказывания, что практика медитативного транса приятна и при разумном отношении к ней полезна, не следует верность мистических догматов и метафизических построений учения Дзогчен и прочих религий.
Что ж, осталось нам взять несколько аккордов и этой повести конец. Все эти утомительные рассуждения, разбирательства и расследования, сеанс разоблачения чудес были проведены с одной целью. Привлечь Ваше внимание к вопросу: разумно ли основывать свою жизнь и духовную практику на ошибочном учении? Полагаю, Вам, мой читатель, нет нужды предъявлять грустные примеры последствий развития учений подобного толка и рассказывать о том, что во множестве ситуаций можно доказывать и проверять вместо того, чтобы надеяться и верить. Часто мы так хотим поверить во что-то, что готовы лгать самим себе. Пожалуй, это всё, что я хотел сказать. Здесь я оставляю Вас наедине с самим собой. На прощание желаю Вам, впрочем, как и себе самому, взращивать в себе здравомыслие и развивать способность к самостоятельному обнаружению природы вещей. Возможно, это лучшее из того, что можно прихватить с собой в религиозное, да и жизненное, путешествие. А уж обладая этими драгоценными свойствами, решайте сами, по какой дороге Вам идти.
Физическому благополучию и умственной полноценности всего живого посвящается.
Пусть все живые существа будут действительно счастливы.