Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Автор Тема: Хроника странствий в тибетском королевстве кривых зеркал  (Прочитано 2593 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Петька

  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 3124


   
Размышления религиозного путешественника об изначальной природе учения Дзогчен, или Малая хроника странствий в тибетском королевстве кривых зеркал


   Прежде всего, хотел бы уведомить читающего эти строки, что пишу я их для людей свежих, лишь заинтересовавшихся учением Дзогчен и размышляющих, не пойти ли в ученики к тибетским ламам, не поехать ли на ретрит получить передачи практик и пр. Взывать же к здравомыслию уже практикующих Дзогчен я не вижу смысла, так же как и в объяснении алкоголику, что он алкоголик, а верующему в Бога, что Бога нет. Если бы до изучения мною Дзогчен мне попалась бы в руки заметка вроде той, которую я сейчас пишу, я был бы благодарен её автору (ничего, кроме панегириков Дзогчену, впрочем, и всему тибетскому буддизму и религии Бон, ни в литературе, ни в Интернете встретить невозможно). Полагаю, если это было нужно мне, может оказаться полезным и другим. В буддизме же вообще много говорят о сострадании ко всем живым существам. Так что можно рассматривать написанное здесь выражением моего сострадания.


   Впрочем, к делу! Когда-то давно, как и Вы сейчас, мой читатель, я заинтересовался учением Дзогчен и из любопытства, а скорее, чего там греха таить, со скуки начал его практиковать. Предпринятое мною религиозное путешествие длилось что-то около восьми лет. Я ездил на ретриты (нечто вроде выездных школ), делал практики и даже некоторое время был кем-то вроде директора по учению в одной из сект. Жизнь часто сера и однообразна, так что не осуждайте меня за эти невинные развлечения. Дым благовоний, звон колокольчиков, тангки (тибетские иконы), бормотание и распевание мантр, мудры, тибетские танцы, барабаны и пр. были внове, казались занятными и действовали умиротворяюще. Затем дым рассеялся, умолк гром барабанов и я задумался, зачем и почему всё это. Итоги раздумий были неутешительными. Словом, в результате продолжительных практик, многолетних исследований и наблюдений я пришёл к выводу, что учение Дзогчен - это обыкновенная религия, ничем не лучшая, чем, например, христианство, учения графа Калиостро, Блаватской, Грабового и Мулдашева, движение солнцеедов или, скажем, иудаизм. Здесь под религией я разумею произвольный набор непроверяемых экспериментом утверждений, в которые можно только верить. Да-да-да, мой друг...

   Нет никаких реализаций радужных тел света, всеведения просветлённых, потусторонних защитников и противников учения Дзогчен, Тар разнообразных расцветок, перемещений своего сознания из своего тела в другие (на одном из ретритов я получил и такую практику), перерождений ринпоче и тулку, получения учений из других миров и передачи их в другие измерения, терма, тайных целительных и обогащающих мантр, питание не пищею, а сущностью первоэлементов, и прочих бесчисленных объектов тибетских мифологии, космологии и космогонии. Вернее сказать, всё это существует, но обладает тем же модусом бытия, что и непорочное зачатие Девы Марии и Иисуса Христа, жизнь и деяния Санта Клауса или мальчика-с-пальчика.

   Описание и анализ всех этих сверхъестественных явлений, присущих тибетской религиозной культуре, – обширная область, пожалуй, тема для толстой монографии с красивыми картинками. Мы же обсудим лишь несколько из них, в том числе и предмет тайного желания многих практиков Дзогчен – реализацию тела света. Это - фирменное блюдо, святая святых этого учения. О нём говорят лишь среди своих, полушёпотом и с опаской, что если скажешь что-нибудь лишнее, его не обретёшь. Суть его в том, что практик Дзогчен, как правило, уже в конце жизни, уединяется на несколько дней в замкнутом помещении или в шатре, вход в который зашивают, и просит не тревожить его. По истечении оговоренного срока ученики или родственники этого практика входят в помещение и обнаруживают лишь его волосы и ногти. Всё то время, когда практик был внутри, вокруг этого помещения, да и вообще в природе, наблюдались различного рода радужные свечения. Мне довелось выслушать несколько спекуляций, объясняющих это явление, но, слово чести, я ничего не понял.

   Теперь прошу, мой друг, сделаем попытку не просто верить этим разговорам, потому что так заведено испокон веку, а рассуждать. Можно ли верить этому? Каким образом это могло произойти? Версию о том, что это фокус, кунштюк, ловкая проделка для поддержания высокого статуса учения Дзогчен, мы, разумеется, как порядочные люди, исключаем. Пожалуй, единственная, ну хоть сколько-нибудь разумная гипотеза, объясняющая механизм исчезновения тела практика, основана на явлении перехода внутренней энергии (энергии покоя) тела практика в энергию электромагнитную или, говоря яснее, но не совсем точно, в свет. Такое бывает, к примеру, в процессе аннигиляции (правда, для аннигиляции необходим ещё и антипрактик – практик, тело которого состоит из античастиц). Остальные гипотезы, на мой вкус, выглядят ещё более фантастично, чем само тело света. Итак, предположим, что практик, реализующий тело света, - это тибетец небольшого роста и тщедушного телосложения. Вес его тела установим равным 60 кг. Простой расчёт, приводить который здесь не имеет смысла, обнаруживает, что при реализации этим практиком радужного тела выделяется энергия, равная примерно 64000 (шестидесяти четырём тысячам) взрывов, произведённых над Хиросимой (интересующихся деталями отсылаем к книге Н.Н.Боголюбова, Д.В.Ширкова «Введение в теорию квантованных полей», 4-ое изд., «Наука», 1984; если Вы не специализируетесь в области квантовой теории поля, то лучше посмотреть здесь: стр. 467 и 553 тома III «Элементарного учебника физики» под редакцией академика Г.С.Ландсберга, 10-е изд., «Наука», 1986). Я не эксперт по ядерным вооружениям и не могу оценить последствия этого явления, но не исключаю, выделение энергии такого масштаба может привести к ядерной зиме. А если практик окажется здоровяком весом в 120 кг? Поэтому, господа практики Дзогчен, прежде чем обрести радужное тело, возьмите это в расчёт, берегите всё живое на планете, ведь многие виды растений и животных занесены в Красную Книгу!

   Во многих древних метафизических системах принято считать, что мироздание представляет собой соединение нескольких изначальных первоэлементов. В учении Великого Совершенства всё существующее полагается состоящим из пяти первоэлементов: Воздуха, Огня, Воды, Земли и Пространства. Человек, освоивший определённого сорта практики Дзогчен, может растворить любой материальный предмет в сущности первоэлементов и, наоборот, из сущности первоэлементов создать то, что будет ему угодно. Обретение радужного тела есть растворение тела практика в сущности первоэлементов. Примером обратного процесса является питание не пищей, а сущностию первоэлементов. Тибетские учителя рассказывают, что в Тибете известно много просветлённых существ, занимавшихся этой практикой. Они не принимали пищу в течение очень продолжительного времени, исчисляемого иногда десятилетиями, и остались в живых. Очевидцы свидетельствуют, что некоторые из них даже обрастали жирком (надо полагать, иные обзаводились и животиком). Современные биология и биохимия истратили много усилий на установление механизма питания всего живого на Земле в деталях. Питание живых организмов бывает лишь четырёх видов: фотоавтотрофное, хемоавтотрофное, фотогетеротрофное и хемогетеротрофное (интересующиеся деталями могут найти их, например, на стр. 279 тома 1 и стр. 16 тома 2 «Биологии» Н.Грина, У.Стаута и Д.Тейлора, «Мир», 1990). Тибетский практик, как представитель отряда приматов, класса млекопитающих, типа хордовых, может использовать лишь последний, хемогетеротрофный тип питания. Чтобы реализовать этот вид питания, он должен получать с пищей продукты, снабжающие его энергией (углеводы и жиры) и строительным материалом (белки), а также достаточное количество минеральных солей, клетчатки и витаминов. Если клетки продолжительное время не будут получать необходимые вещества, они начнут погибать. Практик состоит из клеток, следовательно, погибнет и практик. Создание же молекул белков, жиров и углеводов из квантов электромагнитного поля, говоря яснее, из света (видимо его древние тибетские тексты разумеют под сущностью первоэлементов) – процесс значительно ещё более фантастичный, чем сама реализация радужного тела света. Если же под питанием сущностью первоэлементов имелось в виду возникновение энергии или пищи из ничего, то придётся согласиться с тем, что в Тибете происходили явления, которые сегодня принято называть perpetuum mobile – вечным движением. За всю историю человечества громадное количество людей занималось изобретением вечного двигателя, вечно производящего работу без притока энергии извне, другими словами, задаром. Неисчислимые попытки построить его, так же, как и поиски скатерти-самобранки и философского камня, оказались безуспешными. По этой причине Французская Академия наук ещё в 1775 г. прекратила рассмотрение проектов вечного движения. Сегодня писать о perpetuum mobile – о нарушении закона сохранения энергии – почитается дурным тоном даже у авторов самых легкомысленных научно-фантастических романов.

   Довольно шапочного знакомства с тибетской религиозной культурой чтобы установить, что очень многое в ней связано и основано на факте существования и влияния на нашу жизнь потусторонних существ, в их числе и так называемых защитников учения Дзогчен. Этих существ необычайно устрашающей наружности и беспредельного могущества можно увидеть на бесчисленных тибетских иконах – тангках. Принято считать, что живут они не среди нас, а в других мирах, но обладают способностью мыслить, ощущать, знать и влиять на всё наше измерение. Их нрав, повадки и способности так же непостижимы, неотвратимо гибельны для разгневавших их и страшны, как и их внешность. Громадное количество тибетских религиозных практик состоит из ритуальных подношений разного рода материальных и мистических даров для того, чтобы умилостивить, обратиться с просьбой или получить знание от них. Защитники передают в этот мир аспекты учения Великого Совершенства через связь с тибетскими учителями и следят за правильностью исполнения своих инструкций. Провинившихся в неверном истолковании или несанкционированном разглашении учения Дзогчен они наказывают неумолимо и очень жестоко.

 
Записан

Петька

  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 3124

 Двустороннее общение с защитниками происходит обыкновенно лишь во снах просветлённых тибетских мастеров, и это, пожалуй, является единственным достоверным проявлением деятельности и доказательством существования этих существ. Рассмотрим обмен информацией с потусторонними существами в свете современных представлений о природе сна. Во 2-ой половине 20 века благодаря появлению методов регистрации биоэлектрической активности головного мозга, мышц и глаз исследователям в области нейрофизиологии состояния сна удалось установить его внутреннюю организацию, механизмы и связь с предшествовавшим периодом бодрствования. Желающие познакомиться с этими исследованиями могут обратиться к монографиям: «Бодрствование и сон» А.М.Вейна, «Наука», 1970 и «Адаптивная функция сна, причины и проявления её нарушения» В.С.Роттенберга, «Наука», 1982. Употребляя слова в простоте их, можно утверждать, что присниться может всё, что в состоянии вообразить человеческое сознание. Если практик учения Великого Совершенства испытывает сильную потребность в общении с потусторонними существами и в период бодрствования продолжительное время предаётся размышлениям о них, то вероятность появления сновидений с участием защитников будет близка к 1 или, выражаясь иначе, к 100%. Более того, многолетним интенсивным самовнушением можно достичь галлюцинаций - очень явственных переживаний присутствия потусторонних существ даже во время бодрствования, подобных тем, о которых рассказывают тибетские учителя. Сила веры, внушения и самовнушения поразительно велика, она может быть причиной изменений даже на физиологическом уровне. Инструкции в состоянии гипнотического сна могут привести к возникновению сильного ожога на теле испытуемого. Известны случаи, когда у выдающихся практиков христианства возникали стигматы – кровоточащие незаживающие раны в участках тела, в которые когда-то было принято вбивать гвозди при распятии. Следует заметить, что воздействие сил веры и внушения особенно велико на людей с неразвитым логическим мышлением, низким уровнем образования, невысоким психическим и культурным развитием, из которых в подавляющем большинстве своём состоят религиозные секты. Крупный российский психиатр и невролог В.М.Бехтерев в своей работе «Внушение и его роль в общественной жизни» (СПб., 1898) отмечал, что «внушение действует не только на лиц со здравой логикой, но еще в большей мере и на лиц, обладающих недостаточной логикой, как например детей и простолюдинов».

   Пожалуй, единственным логическим доводом в пользу существования потусторонних существ, который мне довелось услышать на ретритах и прочитать в книгах, является тот факт, что мы не можем доказать их несуществование. Но если мы не можем доказать, что защитников нет, это не означает, что они есть. При изучении тибетского религиозного наследия вообще сами собой возникают недоумение и вопрос нравственного свойства – зачем столь необходимы защитники системе знания при условии, что она имеет претензию полагать себя истинной? Разве нужны защитники квантовой механике, специальной теории относительности или теореме Пифагора? Защитники нужны лишь в иных сферах человеческих отношений, связанных с получением прибыли, охраной имущества и законов, к примеру, в бизнесе, криминальной деятельности или территориальных конфликтах между государствами. Духовное учение, защищаемое столь ужасающей наружности и свирепого нрава чудовищами, не выглядит лояльным и человеколюбивым.

   В этой небольшой статье я не имею возможности дать полный обзор и проанализировать всё многообразие аспектов и практик учения Великого Совершенства. Поэтому, читатель, на мою долю не остаётся ничего, кроме как полагаться на Вашу склонность к самостоятельному мышлению и на то, что Вы любите задумываться о природе вещей. В качестве домашнего задания предлагаю Вам самому рассмотреть и провести анализ практик перемещения человеческого сознания из одного тела в другое, перерождения тулку из предыдущей жизни в последующую, практику тайных целительных, обогащающих и трансформирующих мироздание мантр, впрочем, и всех остальных практик, которые Вам удастся найти в Дзогчене.

   Итак, ничего, кроме противоречий с фундаментальными принципами естествознания в учении Великого Совершенства обнаружить не удаётся. Даже многотысячелетнее существование учения не может служить доказательством его верности. Громадное количество мифов, в которые долго верили люди, оказались ошибочными. Земля выглядит плоской, а оказалась круглой; не Солнце вертится вокруг Земли, а наоборот. Это стало известно благодаря не открытиям терма или всеведению просветлённых, а научным исследованиям. Следует также принять во внимание одну очень важную особенность научной картины мира. Современное естествознание устроено таким образом, что если будет обнаружен факт, противоречащий какому-либо его фундаментальному принципу в уже исследованной области опыта, придётся заменить не только этот принцип, а всё естествознание целиком. Как иллюстрацию этой особенности можно привести такой пример: если сравнить развитие естествознания со строящимся домом, то оно достраивается, а не перестраивается. Следовательно, если будет найдена огреха в устройстве фундамента, строители будут вынуждены снести весь дом и начать строительство с самого начала. Возведение же последующих этажей дома не меняет планировку предыдущих. К примеру, законы Ньютона для достаточно больших и достаточно медленных тел были верны за миллиарды лет до Рождества Христова и будут оставаться справедливыми ещё миллиарды лет. Покамест медитации, даже тибетского сорта, изменить это не удалось. Поэтому верным может быть либо Дзогчен, либо физика с биологией. Система же законов, лежащих в основании естественных наук, проверена всей человеческой практикой и бесчисленными техническими приложениями. Проведено гигантское количество экспериментов, но на сегодняшний день нет ни одного достоверно удостоверяющего существование чудес. Невзирая на это научное сообщество по-прежнему готово рассмотреть любой эксперимент, доказывающий сверхъестественное. Более того, оно готово за это хорошо платить. В 1834 г. Французская Академия наук предложила премию в 5000 франков любому человеку, который сможет прочитать письмо в запечатанном конверте. Премия не выдана до сих пор. Несколько научных обществ и фондов учредили премии на сегодняшний день общей суммой около 2,5 миллионов долларов США для лиц, достоверно продемонстрировавших сверхъестественные способности. Сейчас весь тибетский народ отчаянно нуждается в деньгах, но неизвестны даже попытки забрать эти призы со стороны лиц тибетского происхождения. Хотя следует отметить, тибетским ламам заниматься этим нужды нет – ведь они не дают передачи практик бесплатно. Практик, при достижении успеха в которых люди обретают сверхъестественные способности.

   Продолжительный опыт изучения Великого Совершенства позволяет мне сделать утверждение, что наиболее частым и, пожалуй, самым убедительным ответом на все вопросы щекотливого свойства о Дзогчене является утверждение о необходимости обретения недвойственности и выхода за пределы ограничений. Дескать, само по себе обретение недвойственного восприятия разрешает все эти вопросы. А если ты пребываешь в двойственном восприятии, то каким образом ты можешь понять проявления недвойственности?! То есть нынче ты не понимаешь, когда же поймёшь, понимать уже не придётся. Структура этого довода такая же, как и у доказательств бытия бога Фомы Аквинского и Ансельма Кентерберийского. Сходство есть также и в том, что Ансельм понимал веру как предпосылку рационального знания: «Не ищу уразуметь, дабы уверовать, но верую, дабы уразуметь». Словом, софистика, пустая игра понятиями, но блеск фразы может ошеломить свежего человека. Единственный же случай, когда мне посчастливилось увидеть, а не снова услышать о выходе за рамки ограничений нашего бытия, - это объединение женской и мужской бань в одном из центров секты Дзогчен. Таиться не буду, мне очень понравилось! По сей день с нежностью вспоминаю эту недвойственную баню за пределами ограничений.

   В одной из книжек можно прочитать, да и на ретритах мне приходилось слышать утверждение, что Дзогчен – ни учение, ни секта, ни религия. Дескать, это – знание, как оно есть. Но всякое знание предполагает новые возможности или, говоря языком научным, технологии. Приведу пример. Физика и биология – это знание. Благодаря этому знанию мы имеем сотовые телефоны, компьютеры и генную инженерию. То, что вещество состоит из молекул, а живая материя из клеток, было установлено благодаря научному методу исследования мира, но не всеведению и безграничной мудрости просветлённых существ. В Великом же Совершенстве мы имеем лишь нескончаемые разговоры о знании всего и новых возможностях. Каким образом просветлённое существо может знать, что будет в следующей или было в прошлой жизнях, если оно не знает, что происходит в нынешней? В учении Дзогчен нет ничего выходящего за рамки веры, самовнушения и практики медитативного транса. Эти составляющие - веру, самовнушение и трансовые техники - можно обнаружить во всякой религии и почти в любом виде психотерапии. Из этого следует, что самая большая претензия, которую может позволить себе Великое Совершенство и не выглядеть при этом юмористически, - это подавать себя как редкий, экзотический сорт психотерапии для истлевающих в довольстве клиентов.

   Предаваясь такого рода размышлениям, однажды я решил спросить у одного тибетского ламы, где же эти сверхъестественные явления, являющие собой суть и основу тибетского буддизма и религии Бон; ну а если их нет, то зачем о них говорить и писать. Ведь говорят и пишут о них в учении Дзогчен всегда и везде. Ответом была казуистическая отговорка, большого искусства в которых вообще, по моим наблюдениям, достигают многие религиозные проповедники. Но в вопросе, сколько и кому нужно платить за получаемые учения, мне помогли достигнуть полной определённости. Впрочем, я не виню в этом именно учение Дзогчен, ведь это общее свойство всех религиозных сект и финансовых пирамид, не так ли, мой читатель?!

   Обучение у тибетских лам подобно обучению у барона Мюнхгаузена. Живи барон Мюнхгаузен не в Германии, а в Тибете, ему удалось бы стать одним из величайших тибетских мастеров и, несомненно, непревзойдённым махасиддхой (так называют высокореализованное существо, запросто делающее сверхъестественные поступки). Впрочем, этому легко найти причину. Тибетские священнослужители получили только религиозное образование, лишь затем силою китайского вторжения они были вытеснены из привычной культурной среды средневековья. Хотя многие из них и живут в странах западной культуры, ламы избегают получать светское образование и задумываться над истинностью средневековых представлений об устройстве мироздания.

   Для того чтобы наше с Вами, читатель, скромное исследование тибетской религиозной культуры обрело черты логической завершённости, нам следует допустить, что необычные явления, описываемые в этой традиции, возможно, имели место, но обладали несколько иным, чем обычно принято полагать, модусом существования. Нельзя отрицать возможности того, что феномен сверхъестественного мог существовать в личном субъективном опыте йогинов, пребывающих в галлюцинаторном состоянии (галлюциноз МКБ-9 291.3). Тибет всегда славился своим мощным психотехническим арсеналом. Суть многих тибетских религиозных практик сводится к вызыванию у себя особого рода галлюцинаций. Для примера рассмотрим существующую в тибетском буддизме и религии Бон тантрическую практику идама. Идам - это мифологический персонаж, с которым медитирующий полностью отождествляет себя, преследуя цель открытия природы своего ума. Идамы бывают разнообразной наружности, мирными и гневными, одиночными и в союзе, они могут быть огромными как горы и маленькими как пылинки, часто со звероподобными частями тела и устрашающими аксессуарами, такими, например, как ожерелье из окровавленных человеческих голов или элементы одежды из человеческой кожи. Идамы могут обладать множеством рук, голов и глаз. Делая эту практику, йогин обычно уходит в многолетнее затворничество, где круглосуточно с неослабными усердием и сосредоточенностью в мельчайших подробностях визуализирует себя в виде выбранного для практики идама. Практика считается завершённой, если в процессе очень длительного искуса медитирующий достиг полного самоотождествления с этим мифологическим персонажем. Часто для иллюстрации того, какой именно степени должно быть самоотождествление, некоторые тибетские учителя приводят такой пример. Некий практик делал практику своего идама, у которого была голова быка. Однажды, когда срок его затворничества подошёл к концу, йогину нужно было пройти сквозь дверной проём. Но пройти он не смог. Когда у него спросили, почему он не может выйти наружу, он ответил, что ему мешают рога. Полагаю, не подлежит никакому сомнению истинность утверждения, что опыт он при этом испытывал самый сверхъестественный.

   Конечной же целью почти всех буддийских и бонских тантрических практик является достижение состояния галлюциноза в острой форме, а затем убеждения себя в том, что испытываемые галлюцинации не отличаются от реальности. Вообще психические болезни определяются как заболевания человека, при которых нарушается отражение реальности, изменяются самосознание, поведение и отношение к окружающему. Неразличение же галлюцинаций и реальности является одной из основных черт клинической характеристики многих психозов. Полагаю, Вам, мой читатель, известно, в чём состоит это различие. Впрочем, в противном случае вряд ли бы Вы читали сейчас эти строки: уверен, психиатрические лечебницы не предоставляют услуги доступа в Интернет. Следует также учесть, что в средневековом Тибете не существовало понятия психической болезни в современном его понимании, не было сегодняшнего представления о психологической гигиене, отсутствовали специализированные клиники, где принудительно лечили бы психиатрических больных. Именно поэтому не вызывает удивления тот факт, что поведение просветлённых йогинов в рассказах и книгах тибетских мастеров часто поразительно схоже с поведением пациентов психиатрических лечебниц. Интересующиеся описанием и классификацией симптоматики психических болезней могут найти их в книгах: В.А.Гиляровский «Психиатрия», 4-ое изд., М., 1954; «Справочник невропатолога и психиатра» под редакцией Н.И.Гращенкова и А.В.Снежневского, 2-ое изд., М., 1968.

   Таким образом, делая заключающий наши рассуждения логический вывод из всех предыдущих посылок, мы можем утверждать, что тибетские учителя могут принадлежать только к одной из трёх категорий:
1)психически здоровые, но крайне экономно наделенные от природы умственными качествами, добросовестно заблуждающиеся люди;
2)психически здоровые плуты (мошенничество по ст. 159 УК РФ);
3)психически нездоровые люди, говорящие правду (галлюциноз МКБ-9 291.3).
Теорема, утверждающая, что Великое Совершенство – свод тибетской и дотибетской мифологий, совместный плод религиозного вымысла и народной сказочной традиции, доказана. Всякая теория или, если угодно, учение, из которого следует, по меньшей мере, один опровергаемый опытом вывод, ошибочно. Устройство мира едва слышно шепчет «да», но очень громко и внятно произносит «нет».

   Нет сомнений в том, что именно сейчас дотошный читатель воскликнет: да ведь не в сверхъестественном же цель тибетского буддизма, а в благородном стремлении к окончательному избавлению от страданий и пр.! Но и здесь, любезный знакомец мой, ждёт нас закавыка. Буддийские психология и психофизиология основаны на столь древних, траченных молью идеях об устройстве и взаимных отношениях человеческой психики и окружающего мира, о сути страданий и механизме избавления от них, что и способ лечения психозов с помощью обряда умилостивления злокозненных духов. Бесспорно, духовная практика тибетских учений способна принести некоторое избавление от страданий, но лишь дорогою ценою ряда злокачественных побочных эффектов, простирающегося от социальной неадекватности до распада личности.

   Словом, как и о философии, о Дзогчене можно сказать, что он претендовал на самое большее, а достиг самого меньшего. Что ж, мироздание, по-видимому, создано не для удобства тибетского буддизма и религии Бон. Признаюсь, я сам огорчён, мне очень бы хотелось, чтобы учение Великого Совершенства было верным. Чтобы вместо вымороченного мирка товарно-денежных отношений, олигархов и налогов существовали бы реализация радужного тела и потусторонние измерения; силою мантры можно было бы проходить сквозь стены, останавливать Солнце и оживлять умерших; в очарованных рощах жили бы белые единороги; гномы хранили бы в подземельях кольца всевластья и сундуки, набитые бриллиантами вперемешку с золотыми дукатами; и прочие сюжеты жанра фэнтези. Но, chere amie, с фактами да здравым смыслом разве поспоришь.

   Но будемте справедливы, как не бывает худа без добра, а света без тьмы, так и в учении Дзогчен есть и верные элементы. Во всякой, даже ошибочной, теории можно обнаружить правильные утверждения. Даже в алхимии, гомеопатии, астрологии, фашизме и марксизме-ленинизме. Но правильные посылки в этих учениях помещены в неверный контекст и развиваются с нарушением законов логики. Из того, что только один блок в фундаменте здания не разрушен и достаточно крепок, не следует, что здание пригодно для жилья. Из несомненно верного утверждения, что всё во Вселенной связано со всем, не следует достоверность астрологических предсказаний. Из безусловно правильного высказывания, что практика медитативного транса приятна и при разумном отношении к ней полезна, не следует верность мистических догматов и метафизических построений учения Дзогчен и прочих религий.

   Что ж, осталось нам взять несколько аккордов и этой повести конец. Все эти утомительные рассуждения, разбирательства и расследования, сеанс разоблачения чудес были проведены с одной целью. Привлечь Ваше внимание к вопросу: разумно ли основывать свою жизнь и духовную практику на ошибочном учении? Полагаю, Вам, мой читатель, нет нужды предъявлять грустные примеры последствий развития учений подобного толка и рассказывать о том, что во множестве ситуаций можно доказывать и проверять вместо того, чтобы надеяться и верить. Часто мы так хотим поверить во что-то, что готовы лгать самим себе. Пожалуй, это всё, что я хотел сказать. Здесь я оставляю Вас наедине с самим собой. На прощание желаю Вам, впрочем, как и себе самому, взращивать в себе здравомыслие и развивать способность к самостоятельному обнаружению природы вещей. Возможно, это лучшее из того, что можно прихватить с собой в религиозное, да и жизненное, путешествие. А уж обладая этими драгоценными свойствами, решайте сами, по какой дороге Вам идти.

Физическому благополучию и умственной полноценности всего живого посвящается.

Пусть все живые существа будут действительно счастливы.
Записан
0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.