Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Автор Тема: Мифы об оккупации Тибета  (Прочитано 2330 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Петька

  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 3124
Мифы об оккупации Тибета
« : Сентябрь 02, 2014, 12:48:32 »

Тибет стал частью Китая еще в Средние века

Знакомые журналисты и просто друзья часто спрашивают меня: почему официальный Пекин так болезненно, точнее сказать, так возмущенно прореагировал на то, что президент Буш не где-нибудь, а в Вашингтоне, демонстративно наградил далай-ламу как выдающегося правозащитника современности?

Далай-ламу, который, мол, почти полвека находится в изгнании как противник китайской оккупации Тибета, как борец против его китаизации и подавления в этом священном для буддистов краю религиозных свобод?


Автор статьи: Всеволод Владимирович Овчинников - легенда советской и российской журналистики, один из ведущих советских   послевоенных журналистов-международников.

На протяжении почти сорока лет был корреспондентом и политическим обозревателем газеты "Правда".

В настоящее время Всеволод Овчинников является обозревателем "Российской газеты".

Овчинников - почетный член российско-японского "Комитета 21 века", эксперт политической экспертной сети Кремль.Org.

Автор книг "Ветка сакуры (Рассказ о том, что за люди японцы)", "Корни дуба (Впечатления и размышления об Англии и англичанах)", "Горячий пепел (Хроника тайной гонки за обладание ядерным оружием)". За эти книги в 1985 году был удостоен Государственной премии СССР.


Заповедник Средневековья

Мне посчастливилось первым из моих соотечественников еще в 1955 году побывать в Тибете, беседовать с далай-ламой, когда тот еще был верховным правителем загадочной Шамбалы. Но меня порой поражает направленность вопросов, свидетельствующих, что в сознании некоторых россиян доминируют стереотипы западной пропаганды.

Как очевидец, своими глазами видевший Тибет в 1955 и 1990 годах, постараюсь ответить по порядку. Прежде всего говорить, что китайские коммунисты "оккупировали Тибет", абсурдно. Тибет вошел в состав Китая еще в Средние века. Правители Поднебесной издавна стремились сделать тибетское духовенство своей опорой. В XIII веке внук Чингисхана Хубилай дал одному из видных буддистов титул наставника императора, или далай-ламы, и поручил управлять тибетскими землями.

Такое соединение духовной и светской власти дожило до победы Мао Цзэдуна в гражданской войне с Чан Кайши. Соглашение о мирном освобождении Тибета, подписанное в 1951 году, предусматривало право тибетского народа на районную национальную автономию в рамках КНР. Вопросы обороны и внешних сношений были объявлены прерогативой Пекина, а Лхасе предоставлена полная самостоятельность в местных делах.

В соглашении говорилось, что центральные власти не будут изменять сложившуюся в Тибете политическую систему, функции и полномочия далай-ламы, с уважением отнесутся к религиозным верованиям, обычаям тибетцев.

Четыре года спустя я по приглашению премьера Чжоу Эньлая проехал в Лхасу по только что проложенной туда автомобильной дороге, чтобы ознакомиться с тем, как выполняются эти обязательства. 14 сентября 1955 года я имел продолжительную беседу с далай-ламой и хочу дословно процитировать некоторые его высказывания.

- Хотел бы воспользоваться вашим приездом, - сказал мне тогда Далай-лама XIV, - чтобы передать несколько слов зарубежной общественности, буддистам в других странах. Мы, тибетцы, не только веруем в учение Будды, но и любим нашу родину, где уважается и охраняется свобода религии. Связи тибетского и китайского народов имеют более чем тысячелетнюю давность. С тех пор как было подписано соглашение о мирном освобождении Тибета, наш народ оставил путь, который вел к мраку, и пошел по пути к свету...

В 1955 году Тибет предстал моим глазам как нетронутый заповедник Средневековья. Кроме пашен и пастбищ монастыри владели также земледельцами и скотоводами.

Перенестись во времена Марко Поло было интересно. Но больше, чем экзотика, поражала средневековая жестокость. Кроме религиозного фанатизма феодально-теократический режим держался и на страхе, на поистине бесчеловечных методах подавления. Я был потрясен, увидев, как трех беглых рабов сковали за шею одним ярмом, вырубленным из цельного деревянного ствола.

Китайцы начали с тактики "добрыми делами обретать друзей". Направляя на места врачей, ветеринаров и агрономов, они действовали только с ведома и согласия монастырей. Растущие симпатии местных жителей, видимо, и побудили реакционные круги Тибета в 1959 году решиться на мятеж. Причем я убежден, что далай-лама был отнюдь не инициатором, а жертвой этих трагических событий. Вооруженные выступления в Лхасе и других местах были подавлены. Далай-ламе и тысячам его сторонников пришлось бежать в Индию.
« Последнее редактирование: Сентябрь 02, 2014, 12:55:38 от Петька »
Записан

Петька

  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 3124
Re: Мифы об оккупации Тибета
« Ответ #1 : Сентябрь 02, 2014, 12:49:27 »

Шамбала покончила с рабством

Мятеж круто изменил жизнь тех, кто бежал, и тех, кто остался. Период гибкости и разумных компромиссов оказался, увы, перечеркнут. Соглашение 1951 года было односторонне нарушено. А это вызвало со стороны Пекина ответную волну форсированных реформ.

Они были хоть жесткими, но справедливыми. В заоблачной Шамбале было наконец покончено с рабством. Земледельцев и скотоводов освободили от крепостной зависимости, а также от всех налогов в государственную казну. Им безвозмездно передали пашни и скот, изъятые у монастырей, участвовавших в мятеже. У остальных владельцев они были выкуплены.

Ликвидация феодальных отношений вызвала заметный рост производительных сил. Став хозяевами полей и пастбищ, тибетцы стали ежегодно собирать около 700 тысяч тонн зерна, поголовье скота приблизилось к 25 миллионам. (В пятидесятые годы аналогичные показатели были втрое ниже.)

За последние полвека центральное правительство оказало былому заповеднику Средневековья безвозмездную экономическую помощь на 6 миллиардов долларов. В результате средняя продолжительность жизни тибетцев увеличилась с 36 до 67 лет. Если во время моего первого приезда население края составляло около миллиона человек, то нынче оно приблизилось к трем миллионам. Ведь на тибетцев, как и на другие нацменьшинства, не распространяется существующее в КНР жесткое правило: "одна семья - один ребенок".

Китайцев в автономном районе менее 90 тысяч (то есть 3 процента). Примерно половина из них сосредоточена в Лхасе. Это строители, врачи, учителя, работающие по контрактам. Жить в условиях высокогорного климата больше двух лет отваживаются немногие.

Итак, население Тибета утроилось, тогда как количество монастырей сократилось в два, а число лам в три раза. Для края, традиционная культура которого неразрывно связана с религией, такая перемена не могла быть безболезненной. Но ламаизм доказал свою жизнестойкость. Даже лишившись своих владений, монастыри существуют как бы на самофинансировании - печатают священные книги, производят предметы религиозного культа, а главное, получают добровольные приношения от своих бывших крепостных, за которых монахи возносят молитвы.

Там, где полвека назад было 150 тысяч лам, теперь насчитывается 150 тысяч учащихся. В некогда поголовно неграмотном краю 86 процентов детей ходят в школу, причем учатся на родном языке. Для подготовки преподавательских кадров в краю созданы четыре вуза, в том числе Тибетский университет.

Сохранить национальную культуру

- Мы, - сказал мне его ректор Цеван Цзигме, - стремимся воспитать людей, способных сохранить традиционную национальную культуру. Единственной формой ее проявления веками была религия. Очагами учености были монастыри, интеллигенцию составляли ламы. Но культура при этом была не общим достоянием, а уделом меньшинства. Именно это мы и хотим изменить, сохраняя все, что составляет нашу самобытность.

Но вернемся к далай-ламе, чьи сепаратистские заявления в изгнании не могли понравиться Пекину. Впрочем, в последнее время верховный иерарх буддистов дает понять, что его цель - не независимость, а автономия Тибета, который, мол, должен стать "самоуправляемой административной единицей, находящейся в ассоциации с Китайской Народной Республикой".

Слово "ассоциация" вызывает в Пекине настороженность. Но возможность компромисса, по-моему, существует. Его основой может послужить все то же соглашение 1951 года. Ведь сохранять в ведении Пекина внешнюю политику и оборону - значит признавать Тибет составной частью Китая. Народ не захочет возврата к феодальному рабству. Но конкретные функции местных властей могут быть иными, чем в других провинциях страны.

Словом, мне, как человеку, который своими глазами видел в 1955 году средневековую жестокость феодально-теократического строя, а в 1990 году освобожденных от рабства скотоводов и земледельцев, мне, вновь увидевшему Тибет, когда средняя продолжительность жизни там увеличилась вдвое, численность населения утроилась, а экономический потенциал вырос в пять раз, кажутся абсурдными измышления, будто этот заоблачный край "вымирает" или "китаизируется", а далай-лама якобы заслуживает награды как выдающийся правозащитник современности.

Всеволод Овчинников
Российская газета – Неделя № 4502 - 25.07.2007.
Записан

Петька

  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 3124
Re: Мифы об оккупации Тибета
« Ответ #2 : Сентябрь 02, 2014, 12:51:03 »

Об оккупации Тибета и тибетском монашеском "рае"

Западная пропаганда вбила в голову странное клише "оккупация Тибета". Запад мягко забыл, что почти тысячу лет до 1959 года Тибет был частью Китая, и только несколько десятилетий японской оккупации и гражданской войны находился вне юрисдикции центрального китайского правительства.

Если кратко, то и в 1959 особой надобности в "оккупации" у Китая не было. Надобность появилась, когда США сообразили, что ракета средней дальности, помещенная на высокогорье на 4-5 тысяч метров над уровнем моря, превращается в ракету очень высокой дальности. И как только это открытие было сделано, Тибет поднял мятеж против центрального правительства. Странно, кстати - как можно поднять мятеж против того, кому ты не подчиняешься? Чтобы тебя затем "оккупировали"?

Тем не менее, "оккупация" произошла. Но вопросы остались. Почему высокогорная страна, в которой житель равнины задыхается даже без физических усилий, не смогла сопротивляться? Почему страна монастырей не уперлась в оборонительных сражениях за каждое ущелье? Почему веками строящиеся мощнейшие укрепления не оказали никакого сопротивления, мягко говоря, слабовооруженной и очень не сытой китайской НОАК?

Да потому что защищать теократический режим было некому. Треть населения Тибета в 1959 году были рабы. Треть - крепостные. Причем и рабы и крепостные были не картонными - а самыми что ни на есть настоящими.

Раб был имуществом. Скотиной. Раба можно и должно было истязать, унижать, морить голодом и пытками. Можно было искалечить - в Тибете ламы очень любили обереги из отрубленных человеческих рук, кистей и ступней. Носили на поясе. Некоторые экземпляры обвешивались человечиной в несколько слоев.

Крепостной не отличался в правовом статусе практически ничем. Его обязанность была одна - платить. Когда платить было нечем - его обращали в раба. Долги крепостного монастырю индексировались - иногда под 50 - 80% годовых (наши банки громко сглатывают слюну и облизываются) и переносились на детей, внуков и правнуков. Должок по процентам забирался человечиной - членов семьи обращали в монастырских рабов.

Тибетские ламы были теократическими правителями горной страны. В миллионном Тибете 200 тысяч населения были монахи. Остальные - рабы и крепостные. Монахи, кстати, тоже не были высшей кастой. Большинство было бесправно и находилось на положении практически тех же рабов. Каждый монастырь имел свой боевой отряд, задачей которого было поддерживать покорность подданных на монастырской земле. Как вы понимаете, из карателя бойца не сделаешь - поэтому противостоять "оккупации" такая армия не могла даже теоретически.

Вот, собственно, здесь и кроется ответ - почему жители Тибета не встали грудью на защиту родной земли от кровавых оккупантов. Это была не их земля. Это была земля лам. Властителей, которые были так же бесконечно далеки от народа, как Будда был далек от самих лам.

Ну, а пропаганда - да, она нарисовала из Шамбалы райский уголок с благородными монахами, мудрыми правителями и бесконечно трудолюбивым верным народом, который поработили кровавые завоеватели из Китая.
« Последнее редактирование: Сентябрь 02, 2014, 12:53:13 от Петька »
Записан

Admin

  • Малиновые штаны
  • Традиция: Буддизм/Дзогчен
Re: Мифы об оккупации Тибета
« Ответ #3 : Сентябрь 02, 2014, 13:23:58 »

неплохая статья.
хотя, если бы автор сгонял в США тех-же лет, у него бы тоже волосня дыбом встала относительно положения цветных. занимательные бы вышли параллели...
тем не менее, судить государство за его устройство...ну, так уж у них сложилось.
есть и другой аспект ситуации.
хоть государство и теократическое, рулили-то реально не ламы. опять-таки, количество лам (а это были, в основном, мужики) определялось гендерным перекосом. а вот чем он обусловлен - сказать сложно (вполне вероятно, условиями окр. среды).
про китайский контингент (численность) тоже следует уточнить. там не так все просто. опять-таки, урожаи повысились из-за использования удобрений и техники. а с территорией с непонятным статусом долго никто связываться не хотел. а до того, еще и англичане изрядно подсиропили.
Китай прагматичен, и сейчас худо-бедно все поддерживает.
тем не менее, народ всякое рассказывает. и о некоторой степени регулировке рождаемости и образованности тоже. однако, Китай тоже меняется, и он стал мягче.
страшилки про руки, когда вокруг в горах полно кладбищ - не очень.

меня другое забавляет. вот, Лавров озвучил, почему ЕСДЛ не может быть приглашен. ну, а ты, Петько, в струю, так сказать.  :bm:
« Последнее редактирование: Сентябрь 02, 2014, 13:34:08 от Admin »
Записан

Петька

  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 3124
Re: Мифы об оккупации Тибета
« Ответ #4 : Сентябрь 02, 2014, 16:42:45 »

неплохая статья.
хотя, если бы автор сгонял в США тех-же лет, у него бы тоже волосня дыбом встала относительно положения цветных. занимательные бы вышли параллели...

Да, по мифам о свободе США и Тибету нет равных.

меня другое забавляет. вот, Лавров озвучил, почему ЕСДЛ не может быть приглашен. ну, а ты, Петько, в струю, так сказать.  :bm:

Ну Лаврову то что, он политик - и он заявлял, что не видит причин для отказа в визите ЕСДЛ. А вот глава буддистов России не разделяет его точку зрения: http://news2.ru/story/158338/
Записан

Admin

  • Малиновые штаны
  • Традиция: Буддизм/Дзогчен
Re: Мифы об оккупации Тибета
« Ответ #5 : Сентябрь 02, 2014, 17:13:05 »

Да, по мифам о свободе США и Тибету нет равных.
ну, фритибет - это скорее отглагольное, мол, освободите.
на самом деле, Пекин не был сильно нежен в Тибете, это уж точно, тем более, тогда быди у него специфичные времена. однако, если обратиться к истории, то в Тибете всегда была власть пришлых (монголы, китайцы...). а местная теократия - так, вторичное...

Ну Лаврову то что, он политик - и он заявлял, что не видит причин для отказа в визите ЕСДЛ. А вот глава буддистов России не разделяет его точку зрения: http://news2.ru/story/158338/
тут мусолилось, что он недавно заявил, что если ЕСДЛ откажется от политики, то с визой проблем не будет.
Записан

Петька

  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 3124
Re: Мифы об оккупации Тибета
« Ответ #6 : Сентябрь 03, 2014, 13:24:45 »

Пекин не был сильно нежен в Тибете, это уж точно, тем более, тогда быди у него специфичные времена

Россия тоже не церемонилась с сепаратистами. Мятежи топят в крови.

тут мусолилось, что он недавно заявил, что если ЕСДЛ откажется от политики, то с визой проблем не будет.

Так я и написал, что Лавров не видит причин не пускать Далай Ламу. А вот главный росбуддист видит.
Записан

Йошка

  • Users
  • *****
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 7891
Re: Мифы об оккупации Тибета
« Ответ #7 : Сентябрь 03, 2014, 15:14:30 »

Так я и написал, что Лавров не видит причин не пускать Далай Ламу. А вот главный росбуддист видит.

За последнее время Лавров столько всего наговорил, что это если бы оно было реализовано, то и приглашения бы не потребовалось.
Тибет наш! Дхармасла вернулась в родную гавань!  :ag:

Аюшев не "главный росбуддист", а глава БТСР. Можно по-разному относиться проводимой им политике, но на алтаре дацана я вижу изображение ЕСДЛ, а не Аюшева.

Записан
Побойся неба! ПЖ жив! И я счастлив!

Петька

  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 3124
Re: Мифы об оккупации Тибета
« Ответ #8 : Сентябрь 04, 2014, 09:30:48 »


За последнее время Лавров столько всего наговорил

Главное, что он умнее тебя и именно он, а не ты "в теме". И если что-то говорит, то это продиктовано политическими интересами государства, а не как у тебя. Служба.

Аюшев не "главный росбуддист", а глава БТСР. Можно по-разному относиться проводимой им политике, но на алтаре дацана я вижу изображение ЕСДЛ, а не Аюшева.



Вот и я главой БТСР вижу именно Аюшеева, а не ЕСДЛ. А изображений в дацане много... ;)
Записан

Йошка

  • Users
  • *****
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 7891
Re: Мифы об оккупации Тибета
« Ответ #9 : Сентябрь 04, 2014, 16:34:54 »


За последнее время Лавров столько всего наговорил

Главное, что он умнее тебя и именно он, а не ты "в теме". И если что-то говорит, то это продиктовано политическими интересами государства, а не как у тебя. Служба.

Твоя речь стала так сложна и витиевата, что мне своим умишком вообще не осознать, что ты несешь :)
Записан
Побойся неба! ПЖ жив! И я счастлив!

Tong Po

  • Users
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 331
  • Традиция: Сад Дхарма
Re: Мифы об оккупации Тибета
« Ответ #10 : Сентябрь 05, 2014, 20:01:51 »


За последнее время Лавров столько всего наговорил

Главное, что он умнее тебя и именно он, а не ты "в теме". И если что-то говорит, то это продиктовано политическими интересами государства, а не как у тебя. Служба.

Аюшев не "главный росбуддист", а глава БТСР. Можно по-разному относиться проводимой им политике, но на алтаре дацана я вижу изображение ЕСДЛ, а не Аюшева.



Вот и я главой БТСР вижу именно Аюшеева, а не ЕСДЛ. А изображений в дацане много... ;)

БТСР - это всего лишь одна из многочисленных буддийских организаций в РФ. Ни в Калмыкии, ни  в Тыве, ни, даже, в Бурятии в эту организацию не входят полностью все буддисты. Тем более в России. Так что достопочтимый хамбо-лама Аюшеев не является главой буддистов РФ. ЕСДЛ также не является главой буддистов мира. Но он - пандит, гуру и очень уважаемый бхикшу.
Записан
"Наша правда, наше дело, наша вера -Анархия!"(с)

Петька

  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 3124
Re: Мифы об оккупации Тибета
« Ответ #11 : Сентябрь 08, 2014, 12:47:25 »


За последнее время Лавров столько всего наговорил

Главное, что он умнее тебя и именно он, а не ты "в теме". И если что-то говорит, то это продиктовано политическими интересами государства, а не как у тебя. Служба.

Твоя речь стала так сложна и витиевата, что мне своим умишком вообще не осознать, что ты несешь :)

Вижу)
Записан

Петька

  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 3124
Re: Мифы об оккупации Тибета
« Ответ #12 : Сентябрь 08, 2014, 12:48:16 »


За последнее время Лавров столько всего наговорил

Главное, что он умнее тебя и именно он, а не ты "в теме". И если что-то говорит, то это продиктовано политическими интересами государства, а не как у тебя. Служба.

Аюшев не "главный росбуддист", а глава БТСР. Можно по-разному относиться проводимой им политике, но на алтаре дацана я вижу изображение ЕСДЛ, а не Аюшева.



Вот и я главой БТСР вижу именно Аюшеева, а не ЕСДЛ. А изображений в дацане много... ;)

БТСР - это всего лишь одна из многочисленных буддийских организаций в РФ. Ни в Калмыкии, ни  в Тыве, ни, даже, в Бурятии в эту организацию не входят полностью все буддисты. Тем более в России. Так что достопочтимый хамбо-лама Аюшеев не является главой буддистов РФ. ЕСДЛ также не является главой буддистов мира. Но он - пандит, гуру и очень уважаемый бхикшу.

Так на здоровье. Тезис: Лавров не против, Аюшеев против. Это уж буддистам промеж себя разбираться надо кто у них там кому кто)
Записан
0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.