Субстанция одна, источник один.
Это как? Навоз и золото - одно и то же? И источник у них один? Это уже адвайта какая-то
В частности кришнаиты.
Так "в частности" или "кришнаиты"? Я - точно не доказываю. И все известные мне кришнаиты тоже. Так что твое обобщение неправомерно.
Важно другое: если б это было нормальным, то мы вынуждены были бы признать множественность истин, тотальный плюрализм мнений.
Абсолютная истина одна. А относительных - много. Каждое обусловленное существо находится во власти материальной природы и видит только относительные истины. Каждое - свою.
Отсюда и вкусовщина
О, это ты хорошее слово подобрал - "вкусовщина". Действительно, каждый человек находится во власти определенного набора гун природы. В ком-то преобладает гуна благости, в ком-то - гуна страсти, в ком-то - гуна невежества. Соответственно, и предпочтения - даже в том, что касается священных писаний - будут у всех разные.
Рассказывают такую историю. Однажды Бхактисиддханта Сарасвати послал нескольких своих учеников проповедовать в Бирму. Те открыли проповеднический центр в Рангуне. А у бирманцев в то время была давняя традиция готовить особое блюдо - "натхи". В общем, стоит во дворе деревянная колода с закрывающейся крышкой; бирманцы берут тела мертвых животных, закладывают в эту колоду, закрывают и ждут несколько лет. Они там в собственных ферментах квасятся, а потом эту жидкость сливают и подают к столу. Аромат, надо полагать, получается ядрёный. И чем сильнее воняет - тем, говорят, продукт качественней считается.
Ну так вот... Когда преданные Гаудия-матха открыли там свой центр, соседи стали жаловаться на них. И главная причина была в "невыносимом" запахе свежего хлеба, который вайшнавы пекли для гостей к праздничным программам.
Так действуют гуны. Если человек в гуне невежества - то запах трупа будет ему нравиться, а запах свежего хлеба вызовет отвращение.
Ведические писания сравнивают с древом желаний: они предлагают человеку все, что только можно захотеть. Надо тебе денег, власти, женщин; хочешь ты убить всех своих врагов; хочешь раствориться в небытии или увидеться с Богом - на каждый случай в ведических писаниях есть свои тексты. Но особенность ведических писаний в том, что, помогая человеку исполнить даже нечистые желания, они все-таки направляют его к Абсолютной Истине и таким образом помогают выйти из-под влияния гун.
А гуны, кстати, - вещь довольно очевидная и проверяемая. Их признаки описаны в текстах философии санкхья и вкратце пересказаны в "Бхагавад-гите". Любой может без труда провести анализ и классифицировать методы и цели, предлагаемые в том или ином священном писании, и определить, и, соответственно, отнести данный текст к одной из гун.
Так что "вкусовщина" - это правильное слово. У каждого живого существа - свой вкус, определяемый гунами природы. И, соответственно, для каждого - свои тексты.
А Абсолютная Истина таки одна.