Почему-то считается, что самыми древними жителями являлись представители народности
водь, столь часто упоминающейся в современном фэнтези. От слова
водь Новгород назвал все эти земли Водской пятиной. Народ водь, говорящий на водском языке финно-угорской группы уральской семьи, пришел в эти земли с востока. Сейчас осталось меньше сотни его представителей.
Хотя на самом деле здесь жили многие фино-угорские народы ижорцы, вепсы, ямь или емь, сумь и прочие, которых называли собирательным названием
Чудь, а после пропросту
чухной. Отношения этих народов со славянами, пришедшими на эти земли с юга были разные - если
водь была союзником Новгорода, то ямь с русами воевали. Есть данные о том, что крепость Ям, а после город Ямбург (современный Кингисепп) основан именно на землях этого народа.
В-общем, национальный состав был достаточно пестрым и единственное что можно сказать с уверенностью, что эти земли не были землями балтийских племен.
С
Чудью белоглазой связанно много легенд (одна лишь «белоглазость» чуди, вероятно, соотносимая со слабой пигментацией глаз у некоторых представителей прибалтийско-финских племен, может подчеркивать и ее принадлежность к чуждому, иному миру, «иное зрение»
), но факт в том, что в Водской пятине Новгородской земли финно-угорские племена плотно ассимилировались со славянами. От народа Чудь по-видимому осталось название Чудского озера, сам же народ практически исчез.
Лишь немногие финские общины сохранили свой язык и ментальность, но свое начало они берут скорее в истории позднего переселения XVII века, когда эти земли были заняты Швецией. С тех времен и Лютеранское вероисповедание местных финнов. Фотографий того времени история не сохранила
, но зато нашлась славная гравюра 1776 года.
№2 Национальный ингерманландский костюм 1779 г. Жаль, что нынче жительницы Волосово и Кингисеппа одеваются несколько иначе