Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Автор Тема: Инерционность традиционного сознания.  (Прочитано 9015 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Павел_Волков

  • Леший с Красного Дола
  • Users
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1205
  • Традиция: Родноверие

Набирает силу скандал с православной церковью России. Многими людьми высказывается мысль, что дальнейшее его развитие может обрушить веру людей. Но, судя по историческим тенденциям, такого не случится. Объясняю.

Старая, традиционная вера сохраняется в весьма инерционной среде - в среде сельских жителей. Именно так до нас дожили части древнего язычества, сохранившиеся именно в языческом строе мысли, в языческом деревенском обществе (а оно таковым оставалось очень долго). Именно там сейчас живут истинные христиане (а, может, одновременно и язычники) - те, для кого это образ жизни, кто не мыслит себя иначе, как православным.

Города же - заповедник нового, оплот новых веяний, бушующее море идей. Вспомним, как христианство началось в городах. Вспомним, как в городах рождались, развивались и гибли разные философские идеи, разные массовые мысли, строи общества. Все это менялось со скоростью изменения пустыни в песчаную бурю. И на этом фоне деревня стоит несокрушимым оплотом традиционности.
Кто сейчас вспомнит "Белое братство"? Кто помнит различных гуру? Все они оказались сметены временем. Так и с остальным. Городская среда быстро стряхнет с себя все те слова, что говорятся вокруг. А жизнь - она как была, так и останется в стороне от этого суматошного существования. Потерь - не будет. Ибо нельзя считать потерей то, что сгинет через миг.

Так то.

Это я к чему? Хочется обсудить причину инерционности, ее внутреннею суть и глубокую связь с народным подсознанием.

(Блин, что-то много красивых слов получилось.  :russian_ru: Но да ладно. Сойдет.)
Записан
О чём молчат зеленоглазый кот
И старый леший, закуривший трубку?

IvanArseniev

  • Гость
Re: Инерционность традиционного сознания.
« Ответ #1 : Январь 12, 2014, 09:46:19 »

Ухх, интересная тема  :)
После работы включусь: я сейчас из автобуса пишу.
Записан

LazyTalent

  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 255
  • Традиция: Тхеравада
    • 2 Баранга
Re: Инерционность традиционного сознания.
« Ответ #2 : Январь 12, 2014, 13:31:09 »

Я совсем не в теме, поэтому у меня такой вопрос возник: а остались ли деревни?
Когда я ещё смотрел телевизор там только показывали либо недоразволившиеся колхозы, либо деревни со спившемся населением и разъехавшейся молодежью, которая, собственно, могла бы сохранить и передать дальше эти традиции.
Записан
http://www.2baranga.org/ - моя жизнь в Камбодже.

Фотина

  • Users
  • *****
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 7345
  • Традиция: православная христианка
Re: Инерционность традиционного сознания.
« Ответ #3 : Январь 12, 2014, 16:43:54 »

Павел, Вы затронули невероятную интересную и весьма сложную тему. Я уже который год порываюсь написать об этом. Именно о сознании, мышлении и механизьмах восприятию нового и сохранения традиционного в культурах и обчествах.
Счас - убегаю, некогда. В теме прописалась, чтоба последить, чаво хто думает. Вечером заскочу. Спасибо за тему. :-*
Записан

Ольга Н.П.

  • Users
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 3226
Re: Инерционность традиционного сознания.
« Ответ #4 : Январь 12, 2014, 18:23:46 »

В тему включаюсь.
Записан

Ольга Н.П.

  • Users
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 3226
Re: Инерционность традиционного сознания.
« Ответ #5 : Январь 12, 2014, 18:28:34 »

Набирает силу скандал с православной церковью России. Многими людьми высказывается мысль, что дальнейшее его развитие может обрушить веру людей. Но, судя по историческим тенденциям, такого не случится. Объясняю.

Старая, традиционная вера сохраняется в весьма инерционной среде - в среде сельских жителей. Именно так до нас дожили части древнего язычества, сохранившиеся именно в языческом строе мысли, в языческом деревенском обществе (а оно таковым оставалось очень долго). Именно там сейчас живут истинные христиане (а, может, одновременно и язычники) - те, для кого это образ жизни, кто не мыслит себя иначе, как православным.

Если Вы про народное православие, то его, если он сохранилось, хрен обрушишь. Потому, что это ВЕРА. Эта вера моих предков, моя вера в конце-концов (хотя она слабее, чем у прабабушек). Собственно говоря, адепту народного православия все эти скандалы и дрязги до лампочки.
Города же - заповедник нового, оплот новых веяний, бушующее море идей. Вспомним, как христианство началось в городах. Вспомним, как в городах рождались, развивались и гибли разные философские идеи, разные массовые мысли, строи общества. Все это менялось со скоростью изменения пустыни в песчаную бурю. И на этом фоне деревня стоит несокрушимым оплотом традиционности.
Кто сейчас вспомнит "Белое братство"? Кто помнит различных гуру? Все они оказались сметены временем. Так и с остальным. Городская среда быстро стряхнет с себя все те слова, что говорятся вокруг. А жизнь - она как была, так и останется в стороне от этого суматошного существования. Потерь - не будет. Ибо нельзя считать потерей то, что сгинет через миг.

Так то.


А в городах религия. "Батюшка в рукав сморкнулся! Всё ухожу в католики!". :ag:
Записан

Павел_Волков

  • Леший с Красного Дола
  • Users
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1205
  • Традиция: Родноверие
Re: Инерционность традиционного сознания.
« Ответ #6 : Январь 12, 2014, 18:44:13 »

Павел, Вы затронули невероятную интересную и весьма сложную тему. Я уже который год порываюсь написать об этом. Именно о сознании, мышлении и механизьмах восприятию нового и сохранения традиционного в культурах и обчествах.
Счас - убегаю, некогда. В теме прописалась, чтоба последить, чаво хто думает. Вечером заскочу. Спасибо за тему. :-*
Вот и напишите, что думаете :)
Ждем Вас и Ивана. У меня же больше вопросов, чем ответов.
Записан
О чём молчат зеленоглазый кот
И старый леший, закуривший трубку?

Павел_Волков

  • Леший с Красного Дола
  • Users
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1205
  • Традиция: Родноверие
Re: Инерционность традиционного сознания.
« Ответ #7 : Январь 12, 2014, 18:47:45 »

Я совсем не в теме, поэтому у меня такой вопрос возник: а остались ли деревни?
Когда я ещё смотрел телевизор там только показывали либо недоразволившиеся колхозы, либо деревни со спившемся населением и разъехавшейся молодежью, которая, собственно, могла бы сохранить и передать дальше эти традиции.
Это немного другой вопрос, хоть и связанный с темой. Обсудить хочется больше исторические тенденции, а экстраполяция на современность - приложение к теме.
Но могу сказать, что деревни местами еще живы. Либо там, где есть вековые традиции, либо там, где остались еще колхозы.

Если Вы про народное православие, то его, если он сохранилось, хрен обрушишь. Потому, что это ВЕРА. Эта вера моих предков, моя вера в конце-концов (хотя она слабее, чем у прабабушек). Собственно говоря, адепту народного православия все эти скандалы и дрязги до лампочки.А в городах религия. "Батюшка в рукав сморкнулся! Всё ухожу в католики!". :ag:
Да. Хочется разобраться, почему так происходит.
Записан
О чём молчат зеленоглазый кот
И старый леший, закуривший трубку?

Павел_Волков

  • Леший с Красного Дола
  • Users
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1205
  • Традиция: Родноверие
Re: Инерционность традиционного сознания.
« Ответ #8 : Январь 13, 2014, 02:26:20 »

Что-то все разбежались :bn:

Чтобы понять феномен инерционности, рассмотрим сначала традиционное сознание и его формирование. В основе этого лежат несколько пунктов.
Например, окружение человека. В традиционном обществе ребенок с детства окружен людьми одного мнения, одного образа жизни. Все, кто его окружают, живут в одном пространстве мышления, все живут по одним правилам. И ребенок впитывает их, его личность формируется в этом определенном ключе.
Еще один пункт - практичность жизни. В деревне не до философских измышлений, зато каждый знает что, когда и как ему делать. Здесь же практическое отсутствие нового и незнакомого. В итоге, часть действий идет на автоматизме, на подсознании.
Третье. Общинность. Человек учится делать не только и не столько для себя, сколько для семьи. Все деревня - это свои, интересы их стоят превыше интересов чужих. И человек привык полагаться на своих, а не лишь на себя.
Четвертое. Уверенность в будущем. Человек знает (или ясно представляет), что будет через месяц, через год, через 5-10 лет.

Это то, что пока пришло в голову.
Записан
О чём молчат зеленоглазый кот
И старый леший, закуривший трубку?

Фотина

  • Users
  • *****
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 7345
  • Традиция: православная христианка
Re: Инерционность традиционного сознания.
« Ответ #9 : Январь 13, 2014, 03:31:09 »

Что-то все разбежались :bn:

Чтобы понять феномен инерционности, рассмотрим сначала традиционное сознание и его формирование. В основе этого лежат несколько пунктов.
Например, окружение человека. В традиционном обществе ребенок с детства окружен людьми одного мнения, одного образа жизни. Все, кто его окружают, живут в одном пространстве мышления, все живут по одним правилам. И ребенок впитывает их, его личность формируется в этом определенном ключе.
Еще один пункт - практичность жизни. В деревне не до философских измышлений, зато каждый знает что, когда и как ему делать. Здесь же практическое отсутствие нового и незнакомого. В итоге, часть действий идет на автоматизме, на подсознании.
Третье. Общинность. Человек учится делать не только и не столько для себя, сколько для семьи. Все деревня - это свои, интересы их стоят превыше интересов чужих. И человек привык полагаться на своих, а не лишь на себя.
Четвертое. Уверенность в будущем. Человек знает (или ясно представляет), что будет через месяц, через год, через 5-10 лет.

Это то, что пока пришло в голову.
Павел, начну я с того, что, на мою ИМХУ, Вы чавось не с так либо представляете, либо излагаете. Любая система, в том числе и социальная имеет определенные свойства и ее инерционность заранее определена этими свойствами. Чтобы понять феномен инерционности следует рассматривать НЕ формирование сознания, тем белее, что Вы говорите не про формирование сознания, а про сферических коней в вакууме (люди с одним мнением, с одним образом жизни и живущие по одним правилам в живой природе не встречаются ни в одной системе), а следует рассматривать саму систему: степень ее открытости/закрытости, формы информационного метаболизма и степень взаимодействия с другими системами, формы и способы внутрисистемных связей. Сознание же, что в традиционных системах, что в системах, сформированных современными мегаполисами, как ни странно, формируются одинаково. Т.е. оно, тоя сознание воспринимает и интерпретирует данные, которые получает из внешней среды.
Счас, можа, чаво подробнее... Подумаю, как написать.
 :russian_ru:
« Последнее редактирование: Январь 13, 2014, 03:34:06 от Фотина »
Записан

Павел_Волков

  • Леший с Красного Дола
  • Users
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1205
  • Традиция: Родноверие
Re: Инерционность традиционного сознания.
« Ответ #10 : Январь 13, 2014, 03:47:01 »

Павел, начну я с того, что, на мою ИМХУ, Вы чавось не с так либо представляете, либо излагаете.
Пытаюсь подобраться к проблеме с той стороны, которую вижу самой простой.

Любая система, в том числе и социальная имеет определенные свойства и ее инерционность заранее определена этими свойствами. Чтобы понять феномен инерционности следует рассматривать НЕ формирование сознания, тем белее, что Вы говорите не про формирование сознания, а про сферических коней в вакууме (люди с одним мнением, с одним образом жизни и живущие по одним правилам в живой природе не встречаются ни в одной системе),
Сознание же, что в традиционных системах, что в системах, сформированных современными мегаполисами, как ни странно, формируются одинаково. Т.е. оно, тоя сознание воспринимает и интерпретирует данные, которые получает из внешней среды.
Я попробовал найти ключевые точки, ключевые особенности. Здесь не столько описано формирование, сколько условия, в которых оно происходит. Так как именно эти условия влияют на формирование мировоззрения. Я исхожу из того, что детям и молодым людям легче усваивать новое, потому и обратил внимание на развитие личности. Разумеется, сферичность в вакууме присутствует, поскольку это теоретизированные размышления.

а следует рассматривать саму систему: степень ее открытости/закрытости, формы информационного метаболизма и степень взаимодействия с другими системами, формы и способы внутрисистемных связей.
Вот с этой стороны не знаю как и подступиться, какие критерии избрать.
Записан
О чём молчат зеленоглазый кот
И старый леший, закуривший трубку?

Фотина

  • Users
  • *****
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 7345
  • Традиция: православная христианка
Re: Инерционность традиционного сознания.
« Ответ #11 : Январь 13, 2014, 03:54:17 »

Так. Поехали дальше. Инерционность свойственна всем абсолютно системам, в той или иной мере. Тоя, что Вы, как я поняла, хотите рассмотреть, а именно сохранение в системе традиций, является свойством системы, а не еянай инерционностью. Т.е. одна система бОлее динамична, другая бОлее статична. Инерционностью будет в одной системе сохранение динамики изменений, а в другой еянай статики. При том, в динамичной системе всякое нововведение, медленно, но упорно доводится часто до абсурда именно по правилу инерционности. А в традиционной системе до абсурду доводится традиция. Поэтому всякая живая система, коей является обчества, имеет свою "жизть", которая, как и жизть живого сучества определяется рождением, развитием, зрелостью, старостью и смертью.
Записан

Фотина

  • Users
  • *****
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 7345
  • Традиция: православная христианка
Re: Инерционность традиционного сознания.
« Ответ #12 : Январь 13, 2014, 04:03:42 »

Павел, начну я с того, что, на мою ИМХУ, Вы чавось не с так либо представляете, либо излагаете.
Пытаюсь подобраться к проблеме с той стороны, которую вижу самой простой.

Любая система, в том числе и социальная имеет определенные свойства и ее инерционность заранее определена этими свойствами. Чтобы понять феномен инерционности следует рассматривать НЕ формирование сознания, тем белее, что Вы говорите не про формирование сознания, а про сферических коней в вакууме (люди с одним мнением, с одним образом жизни и живущие по одним правилам в живой природе не встречаются ни в одной системе),
Сознание же, что в традиционных системах, что в системах, сформированных современными мегаполисами, как ни странно, формируются одинаково. Т.е. оно, тоя сознание воспринимает и интерпретирует данные, которые получает из внешней среды.
Я попробовал найти ключевые точки, ключевые особенности. Здесь не столько описано формирование, сколько условия, в которых оно происходит. Так как именно эти условия влияют на формирование мировоззрения. Я исхожу из того, что детям и молодым людям легче усваивать новое, потому и обратил внимание на развитие личности. Разумеется, сферичность в вакууме присутствует, поскольку это теоретизированные размышления.

а следует рассматривать саму систему: степень ее открытости/закрытости, формы информационного метаболизма и степень взаимодействия с другими системами, формы и способы внутрисистемных связей.
Вот с этой стороны не знаю как и подступиться, какие критерии избрать.
Давайте попытаемся подступиться вместе, ежели Вы не против. :)
Думаю, что мы с Вами оба согласимся, что сохранение традиций и мировоззренческих основ свойственны статичным системам. Вот, для диагностики, для попытки чавось понять, следует рассмотреть, что из себя представляет общество, из чего состоит и каким образом происходит егоная жизнедеятельность. Согласны?
Записан

Павел_Волков

  • Леший с Красного Дола
  • Users
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1205
  • Традиция: Родноверие
Re: Инерционность традиционного сознания.
« Ответ #13 : Январь 13, 2014, 04:22:17 »

Так. Поехали дальше. Инерционность свойственна всем абсолютно системам, в той или иной мере. Тоя, что Вы, как я поняла, хотите рассмотреть, а именно сохранение в системе традиций, является свойством системы, а не еянай инерционностью.
Можно рассмотреть и как свойство. Однако возникает вопрос - за счет чего системы обладают свойством сохранения традиций? Причем не все, а лишь определенные категории. И с какими параметрами системы связаны эти свойства - тоже вопрос.

Думаю, что мы с Вами оба согласимся, что сохранение традиций и мировоззренческих основ свойственны статичным системам. Вот, для диагностики, для попытки чавось понять, следует рассмотреть, что из себя представляет общество, из чего состоит и каким образом происходит егоная жизнедеятельность. Согласны?
Согласен. Чем статичнее система, тем медленнее она раскачивается на изменения.

С чего начнем? С структуры общества?
« Последнее редактирование: Январь 13, 2014, 04:28:56 от Павел_Волков »
Записан
О чём молчат зеленоглазый кот
И старый леший, закуривший трубку?

Фотина

  • Users
  • *****
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 7345
  • Традиция: православная христианка
Re: Инерционность традиционного сознания.
« Ответ #14 : Январь 13, 2014, 04:50:22 »

Так. Поехали дальше. Инерционность свойственна всем абсолютно системам, в той или иной мере. Тоя, что Вы, как я поняла, хотите рассмотреть, а именно сохранение в системе традиций, является свойством системы, а не еянай инерционностью.
Можно рассмотреть и как свойство. Однако возникает вопрос - за счет чего системы обладают свойством сохранения традиций? Причем не все, а лишь определенные категории. И с какими параметрами системы связаны эти свойства - тоже вопрос.
Паш, счас разгоним, если ты мне поможешь. :) Сохранение традиции с статичном обществе происходит за счет функции самосохранения, именно это свойство в динамичном обществе приводит к постоянному преобразованию. В статичной системе усилены внутрисистемные связи, и ослаблены внешние. В динамичной - наоборот.

Думаю, что мы с Вами оба согласимся, что сохранение традиций и мировоззренческих основ свойственны статичным системам. Вот, для диагностики, для попытки чавось понять, следует рассмотреть, что из себя представляет общество, из чего состоит и каким образом происходит егоная жизнедеятельность. Согласны?
Согласен. Чем статичнее система, тем медленнее она раскачивается на изменения.

С чего начнем? С структуры общества?
Угу. Думаю, это самое правильное, чтобы подступиться к вопросу. Начнем с того, что всякое общество многослойно, т.е. нет никаких людей с одним мнением и образом жизни, есть разные люди, с разными мнениями и образами жизни, разными характерами, способностями, желаниями и устремлениями, и все они, в зависимости от своей индивидуальности, выполняют различные функции и играют определенные роли, социальные роли, имеется в виду. Ну, а роли им достаются, в зависимости от "постановки". :)
Записан
0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.