Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Автор Тема: Отношение язычников к собственным мифам  (Прочитано 5274 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

IvanArseniev

  • Гость
Re: Отношение язычников к собственным мифам
« Ответ #15 : Декабрь 23, 2013, 23:41:29 »

никто им всерьез не поклонялся, да и про Бога все знали, и прочее в таком духе :)
И поклонялись всерьёз, и про Бога знали, - и даже не про одного. Но это не Ваш Бог. 
Вообще понимание сакрального у человека древности и у Вас различаются весьма существенно, - поэтому пытаться переосознать древнюю мифологию при помощи христианской или постхристианской парадигмы невоможно.
Тут нужен иной вгляд. А сумев найти ранешний взгляд на мир, очень сложно пересказать увиденное так, чтобы это было понятно здешним.

Потому и говорю, что в двух словах - не получится.
Записан

Александр Тваладзе

  • Users
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 3419
  • Традиция: Ортодоксальный экуменизм
  • Кошачий софт на собачьем железе
Re: Отношение язычников к собственным мифам
« Ответ #16 : Декабрь 24, 2013, 12:00:02 »

Мне кажется это в тему. Мне не дает покоя один эпизод из "Хроник Нарнии". Автор, как известно, христианин, и сказки эти в некотором смысле поучительные (некоторые даже считают, что чересчур поучительные), и именно в контексте христианского смысла мне не понятен следующий эпизод:

  -- Слушай  меня, Рабадаш, -- сказал  Аслан. -- Справедливость смягчится милостью. Ты не всегда будешь ослом.
     Осел задвигал ушами, и все, как ни старались, захохотали снова.
     -- Ты поминал богиню Таш, -- продолжал Аслан. -- В ее храме ты обретешь человеческий облик. На осеннем  празднике, в этом году, ты встанешь пред  ее алтарем, и, при  всем народе,  с тебя  спадет ослиное обличье.  Но  если  ты когда-нибудь  удалишься от этого храма больше, чем на десять миль,  ты опять станешь ослом, уже навсегда.
     Сказав это, Аслан  тихо ушел. Все как бы очнулись, но  сиянье зелени, и свежесть воздуха, и радость в сердце доказывали, что это  не был  сон. Кроме того, осел стоял перед ними.
     Король  Лум  был очень  добрым,  и,  увидев  врага  в  столь  плачевном положении, сразу забыл свой гнев.
     -- Ваше  высочество, --  сказал  он. --  Мне очень  жаль, что дошло  до этого. Вы сами знаете, что мы тут ни при чем. Не сомневайтесь, мы переправим вас в  Ташбаан, чтобы вас там... э-э...  вылечили.  Сейчас  вам  дадут самых свежих репейников и морковки...
     Неблагодарный осел дико взревел, лягнул одного из лордов,  и на этом мы кончим рассказ о царевиче Рабадаше;  но мне хотелось бы сообщить, что его со всей почтительностью отвезли в Ташбаан, и привели в храм  богини  на осенний праздник, и тут он снова обрел человеческий облик. ("Конь и его мальчик")


В последней части "Хроник" становится ясно, что под именем богини Таш скрывается жуткий демон. В свете этого я никогда не мог понять, зачем, Аслан (в котором только слепой может не узнать Христа) сделал такую "рекламу" демону.

P.S. Сейчас думаю, что название темы не совсем удачное. Но не могу придумать лучше.
« Последнее редактирование: Декабрь 24, 2013, 12:18:57 от Александр Тваладзе »
Записан
Не важно, с какого конца разбивать яйцо - с острого или с тупого, но протухшее яйцо точно есть не стоит.

Гусев

  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1742
  • Традиция: гуманист
Re: Отношение язычников к собственным мифам
« Ответ #17 : Декабрь 24, 2013, 12:04:36 »

 Напоминает "Метаморфозы" Апулея.
Записан

Admin

  • Малиновые штаны
  • Традиция: Буддизм/Дзогчен
Re: Отношение язычников к собственным мифам
« Ответ #18 : Декабрь 24, 2013, 14:44:24 »

В последней части "Хроник" становится ясно, что под именем богини Таш скрывается жуткий демон. В свете этого я никогда не мог понять, зачем, Аслан (в котором только слепой может не узнать Христа) сделал такую "рекламу" демону.
потому как Аслан - не Иисус...
Записан

Александр Тваладзе

  • Users
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 3419
  • Традиция: Ортодоксальный экуменизм
  • Кошачий софт на собачьем железе
Re: Отношение язычников к собственным мифам
« Ответ #19 : Декабрь 24, 2013, 15:15:03 »

В последней части "Хроник" становится ясно, что под именем богини Таш скрывается жуткий демон. В свете этого я никогда не мог понять, зачем, Аслан (в котором только слепой может не узнать Христа) сделал такую "рекламу" демону.
потому как Аслан - не Иисус...
1. Это спорный тезис, учитывая личность автора
2. Даже если так, в последней части серии ("Последней битве") расставляются все точки над i в отношениях Таш и Аслана, а именно: между ними нет и не может быть ничего общего, они враги.
Записан
Не важно, с какого конца разбивать яйцо - с острого или с тупого, но протухшее яйцо точно есть не стоит.

Mathilda

  • Генеральный секретарь
  • ******
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 13220
Re: Отношение язычников к собственным мифам
« Ответ #20 : Декабрь 24, 2013, 15:18:59 »

потому как Аслан - не Иисус...
Почему ты так думаешь? ИМХО, там параллель вполне отчетливая.
Записан

Admin

  • Малиновые штаны
  • Традиция: Буддизм/Дзогчен
Re: Отношение язычников к собственным мифам
« Ответ #21 : Декабрь 24, 2013, 16:21:04 »

1. Это спорный тезис, учитывая личность автора
вы, христиане, ухватываетесь за мизерную зацепку за общечеловеческое в Хрониках (точнее, за зацепку свойственного любым сознающим существам) - любовь, сострадание, приятие, верность, честность, жертвенность и т.п.. считая, что только христианскому сознанию доступны сии благодетели. между тем, это естественные вещи, и любой язычник воспринимает их естественным образом, а Аслана как персонифицированный вариант зепредельного (так удобнее и проще, универсальнее).
а ухватившись и добавив пару фактов биографии автора, объявляете его христианским писателем.

2. Даже если так, в последней части серии ("Последней битве") расставляются все точки над i в отношениях Таш и Аслана, а именно: между ними нет и не может быть
ничего общего, они враги.
они не враги. просто, соотношение абсолютного и относительного. вы склонны воспринимать это как войну, а язычник - как целостность. так вот, в книжках у Льюиса целостность гораздо мощнее, чем война. и войну он всегда высмеивает и уничтожает. при всей серьезности и трагизме повествований.
Записан

Александр Тваладзе

  • Users
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 3419
  • Традиция: Ортодоксальный экуменизм
  • Кошачий софт на собачьем железе
Re: Отношение язычников к собственным мифам
« Ответ #22 : Декабрь 24, 2013, 16:38:13 »

1. Это спорный тезис, учитывая личность автора
вы, христиане, ухватываетесь за мизерную зацепку за общечеловеческое в Хрониках (точнее, за зацепку свойственного любым сознающим существам) - любовь, сострадание, приятие, верность, честность, жертвенность и т.п.. считая, что только христианскому сознанию доступны сии благодетели. между тем, это естественные вещи, и любой язычник воспринимает их естественным образом, а Аслана как персонифицированный вариант зепредельного (так удобнее и проще, универсальнее).
а ухватившись и добавив пару фактов биографии автора, объявляете его христианским писателем.
Я тут со многим могу согласиться, но по поводу того, что Аслан - это Иисус, есть прямые высказывания Льюиса. Ну, это не значит, конечно, что Хроники можно читать только христианам или там описываются вещи, которые могут понять только христиане. Однако я бы все таки уважал позицию автора, и не притягивал бы за уши "персонифицированный вариант зепредельного"

Цитировать
они не враги. просто, соотношение абсолютного и относительного. вы склонны воспринимать это как войну, а язычник - как целостность. так вот, в книжках у Льюиса целостность гораздо мощнее, чем война. и войну он всегда высмеивает и уничтожает. при всей серьезности и трагизме повествований.
А  потом,  ибо  я  страстно  желал мудрости  и  понимания, я пересилил свой страх  и спросил Славнейшего: "Господин, разве  правду сказал Обезьян, что Таш и  Ты -  это одно и то же?" И Лев зарычал в ответ так,  что земля сотряслась (но гнев  Его был не против меня),  и сказал: "Это ложь. Не потому,  что она и Я это одно,  но потому,  что мы - противоположное. Я беру себе то, что ты отдавал ей, ибо Я и она настолько различны, что служение Мне не может  быть отвратительным,  а  служение ей  - отвратительно всегда. Если кто-то клянется именем Таш и сдержит клятву правды ради, это Мною он клялся, того не зная, и Я отвечу ему. Если же кто совершит жестокость именем Моим, и скажет "Аслан", он служит  Таш, и Таш  примет его дело. Ты понял, дитя?"

Это у вас называется "соотношение абсолютного и относительного"? :russian_ru:
Записан
Не важно, с какого конца разбивать яйцо - с острого или с тупого, но протухшее яйцо точно есть не стоит.

Admin

  • Малиновые штаны
  • Традиция: Буддизм/Дзогчен
Re: Отношение язычников к собственным мифам
« Ответ #23 : Декабрь 24, 2013, 17:54:29 »

Я тут со многим могу согласиться, но по поводу того, что Аслан - это Иисус, есть прямые высказывания Льюиса.
нету. есть высказывания, что калька некоторых событий, частичная калька символов дома Иуды, что отдельное поведение. прямых нет.

Ну, это не значит, конечно, что Хроники можно читать только христианам или там описываются вещи, которые могут понять только христиане. Однако я бы все таки уважал позицию автора, и не притягивал бы за уши "персонифицированный вариант зепредельного"
а оно, тем не менее, близко по смыслу.

Это у вас называется "соотношение абсолютного и относительного"? :russian_ru:
а почему бы и нет...
Записан

Павел_Волков

  • Леший с Красного Дола
  • Users
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1205
  • Традиция: Родноверие
Re: Отношение язычников к собственным мифам
« Ответ #24 : Декабрь 25, 2013, 03:33:19 »

Встретил тут книгу Кирилл Еськов. Евангелие от Афрания. Кто-нибудь ее читал? И если да, то что скажете?
Записан
О чём молчат зеленоглазый кот
И старый леший, закуривший трубку?

Гусев

  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1742
  • Традиция: гуманист
Re: Отношение язычников к собственным мифам
« Ответ #25 : Декабрь 25, 2013, 10:18:12 »

Встретил тут книгу Кирилл Еськов. Евангелие от Афрания. Кто-нибудь ее читал? И если да, то что скажете?
Читал. Хорошая книга, хоть учитывая моё кредо, наверное не удивительно от меня такой отзыв прочитать.  :)
Но Еськов действительно талантливый писатель.
Записан

Александр Тваладзе

  • Users
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 3419
  • Традиция: Ортодоксальный экуменизм
  • Кошачий софт на собачьем железе
Re: Отношение язычников к собственным мифам
« Ответ #26 : Декабрь 25, 2013, 10:57:20 »

Это у вас называется "соотношение абсолютного и относительного"? :russian_ru:
а почему бы и нет...
Когда написано: "Это ложь", я так и читаю - "Это ложь".  :)
Записан
Не важно, с какого конца разбивать яйцо - с острого или с тупого, но протухшее яйцо точно есть не стоит.
0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.