Общий раздел > История

Российско-Китайско-Монголо-Тибетская Империя и роль буддистов и прочих монголов.

(1/4) > >>

Admin:
попалась в руки книжка -
"За кулисами царизма: Архив тибетского врача Бадмаева. 2-е изд., испр. Под ред. Семенникова В.П."
это уже излагал Арсеньич (частично), но масштабы явления были действительно немалыми. в дело были вложены нехилые бабки (2 миллиона рублей только первым траншем). Бадмаев (Петр Александрович) образовал фирму, официально занимавшуюся торговлей с китайско-монгольским регионом, а фактически (и Бадмаев просил царя и Витте держать в секрете истинную подоплеку деятельности) организовывал ползучую экспансию России на весь регион. власть манчжурской династии в Китае предполагалось сместить с помощью агрессивно к ней настроенной части китайцев. активно налаживались контакты с администрацией в Монголии и ламами. организовывались торгпредства в разных городах Монголии и Китая (причем, фирма разводила коней (скрещивая с лучшими российскими) и верблюдов - для трансмонгольской военной операции). активно разрабатывался план строительства железной дороги, причем, поскольку она была более короткой и прямой (да и дешевой), этим явно противопоставлялась западноевропейскому флоту (особ. английскому) и влиянию западноевропейских государств на Китай. в те времена в Китае (и Индии) были серьезные проблемы с опием, который усиленно производила английская миссия. и местных ханов это очень сильно стало доставать - они видели, как травится их собственный народ. т.е. действия России были бы весьма кстати (еще и поддерживаемые Монголией, которой наш засланец помог отвадить китайцев). почему появился Тибет? в ту пору Англия метила и на него тоже. что не сулило ничего хорошего всему региону.
неожиданным боком в этой всей истории оказывается Г. Распутин. а именно, он был неким проводником и регулятором властных поползновений Двора. и операция с восточными окраинами через него имела некоторые практические очертания: не он сам, но умелое им манипулирование, насколько я понял, позволяло нужным людям занимать нужные посты в правительстве.
самое интересное, что транш денег был фактически возвращен в бюджет (т.е. предприятие не было совсем убыточным). накрылось все с заменой министра финансов, уклоном в пробританскую ересь и  революцией 1917г, которой, вероятно, не было бы, если расширение империи состоялось бы, ибо одной из целей Бадмаева и Ко было прижать Англию на Востоке - и везде.

IvanArseniev:
Делаю перепост своих сообщений с "курайника", потому как на дополнительную обработку времени нет.


О ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ И ТИБЕТА
(Думаю, будет интересно всем, поскольку сия тема отечественными историками почти не разбиралась. Из опубликованного недавно - есть весьма недурственное исследование А.Андреева, "Тибет в политике царской, советской и постсоветской России").

      В 1767 году Екатерина II, беседуя с Хамбо-ламой Заяевым, выразила интерес к его путешествию в Тибет. Рассказ настолько заинтересовал Императрицу, что она пожелала, чтобы Заяев изложил своё повествование на бурятстком и тибетском языках. Заяев даже получил Андреевский орден "за распространение религии в соответствии с законами Российского государства" (о как!).
     Возможно, под влиянием рассказа, а возможно - в силу иных причин, Екатерина попыталась установить отношения с Панчен-Ламой. Обращаю внимание читающих: не с Далай-Ламой (светским и духовным правителем Тибета), а именно с Панчен-Ламой, к компетенции коего относятся исключительно вопросы определённых направлений в религии. Кроме того, Екатерина отправляла послов с дарами и к монгольскому Богдо-гегену, что позволило России развернуть торговлю в Халхе.
     Г.Стюарт, в "Письме к лондонскому учёному обществу" (1777) сообщает в числе прочего, что Россия - единственная европейская страна, которую знает Таши-Лама (Панчен-Лама). Там же, у Стюарта, можно прочесть о российских подданных, часто бывающих в Тибете. Напомню, что речь идёт о том периоде, когда Тибет ещё не был закрыт для иностранцев.
   
    Второй подъём интереса России к Тибету приключился уже в XIX веке, когда в Тибет было отправлено посольство графа Головкина, - однако посольство цели не достигло: было остановлено китайцами гораздо раньше, в Калгане, то есть аккурат у Великой Китайской Стены, - и отправлено обратно в Россию. Единственное, что удалось России тогда - это через торговцев установить дружеские отношения с государствами, окружающими Тибет, - а именно, с Кашмиром, Ладаком и Пенджабом.
   Весь прикол в том, что к этому моменту Лхаса закрыла двери для чужеземцев, причём сие событие являлось не тибетской, а китайской инициативой. Раньше отношения Тибета с Китаем определялись соглашением, заключённым между тибетскими ламами и китайскими правителями-чингизидами в XIII веке, - и эти отношения определялись формулой чё-йон (наставник - даритель): тибетские ламы принимали на себя роль наставников монгольских ханов, а впоследствии - китайских императоров; те же, в свою очередь, покровительствовали ламам. Однако при династии Цин эта формула благополучно уступила место вассальным отношениям. В Тибете появились два китайских амбаня, влияние которых постепенно росло. К моменту закрытия "железного занавеса" вокруг Страны Снегов, Далай-Лама не мог ни отправлять, ни принимать писем без санкции китайских амбаней, под контролем находились также религиозные связи с пригималайскими странами.
   Таким образом, Тибет на целое столетие оказался изолированным, и в политику соседних государств не включался. Однако, ежели рядом происходит что-то интересное, - то это фиг пропустишь. Даже при полной изоляции. Соседи не дадут пропустить.
   Ну Тибет, натурально, и не пропустил.

   Итак, пока тибетские йогины прохлаждались в пещерах, по соседству обозначилось военное соперничество между Россией и Британией, с лёгкой руки Конноли и Киплинга вошедшее в историю под названием Большой Игры. Британия давненько окопалась в Индии, Россия же весьма активно продвигалась в Среднюю Азию и на Дальний Восток.
   В 1884 году Россия укрепляется на Памире, и сверху поглядывает на Индию, находящуюся совсем рядом. Британия небезосновательно чует в этом взгляде возможную невзгоду.
 
   (Я не буду затрагивать здесь отношений с Афганистаном, Персией и пр., ибо уж очень много букафф писать придётся. Остановимся на участке Монголия - Синцзян - Тибет).

   К Тибету Россия и Британия потянулись почти одновременно, в 60-70 гг XIX века. Англичане засылали в Тибет разведчиков-индусов под видом буддийских паломников. Мы тоже. Однако отличие российской политики от британской, как уже говорилось ранее, строилось на дружественных отношениях с Тибетом. Наши разведчики (в отличии от их шпионов  ) работали не против Тибета, а против Британии. Во всяком случае, экспедиция Пржевальского во время встречи на оз. Кукунор с тибетским посланником получила заверения в том, что Далай-Лама будет рад принять русских гостей.
    Для сравнения: если русских тибетцы звали, то к британцам отношение было несколько иным. Так, Сенгчен-лама, - наставник Панчен-Ламы, - был казнён в Лхасе за то, что оказал помощь агенту англо-индийской разведслужбы. Англичане на это дело обиделись и стали называть Тибет "нецивилизованной страной".
   Впрочем, Пржевальскому с Тибетом тоже не повезло. Одна из его экспедиций не добралась до Лхасы из-за нехватки средств, в другой раз его остановили в Нагчу из-за беспокойств в Лхасе (тибетцы ожидали похищения Далай-Ламы), и, наконец, в последней экспедиции Пржевальский умер от брюшного тифа, - в самом начале поездки.
   Кстати, Пржевальский отмечал, что в этот период каждый шаг Далай-Лам контролировался китайскими амбанями. А и то правда, - предшествующие Далай-Ламы были неизвестным образом умерщвлены в возрасте от 10 до 20 лет.
   
    Забегая вперёд, скажу, что XIII Далай-Лама (личность весьма незаурядная) пресёк сию поганую традицию и всех обломал.

IvanArseniev:
 Следующий этап сближения России, Тибета и Монголии связан с деятельностью Агвана Дорджиева.
Агван Дорджиев, он же - Лозанг Наванг (тибетское имя) родился в бурятской семье неподалёку от Улан-Удэ (тогда - Верхнеудинск). В 19 лет отправился учиться в Лхасу. Дорджиев действительно окончил дрепунговский Гоман-дацан. В 1888 он получает степень лхарамба. После этого он становится одним из цаншавов, - партнёром юного Далай-Ламы XIII по упражнениям в философском диспуте. В 1890 году он принимает должность "хранителя золотого чайника", а также становится главным советником.
    Именно Агван Дорджиев, - известный своими русофильскими взглядами, - стал формировать так называемую прорусскую партию в Тибете, в противовес уже существовавшим там группировкам.

    Тем временем вокруг происходят следующие события. В Калькутте китайский амбань Шэн Тай подписывает с вице-королём Индии Г.Лэнсдауном англо-китайскую конвенцию по делам Сиккима и Тибета. Согласно конвенции, Англия получала "полный и исключительный контроль над внутренним управлением и внешними сношениями Сиккима". Кроме того, устанавливалась новая граница между Сиккимом и Тибетом (1890). С 1893 года по соглашению с Пекаином (но, как и в случае с калькуттской конвенцией, - без ведома Лхасы) учреждается английская торговая фактория в тибетском Ятунге.
     Ясное дело, сии каверзные телодвижения британцев отнюдь не порадовали Российскую Империю. П.А.Бадмаев, чиновник Азиатского департамента МИДа (тот самый Бадмаев, который ныне известен более как спец по тибетской медицине и переводчик "Жуд-Ши") 13 февраля 1893 года обратился к Александру III со знаменитой докладной запиской - "О задачах русской политики на азиатском Востоке". Записка, надобно сказать, - интереснейшая. Именно в ней, насколько мне известно, впервые озвучивается творческая мысль о мирном присоединении (а не просто об установлении протектората) к Российской Империи таких стран, как Монголия, Тибет и западные провинции Китая (Синцзян). Говорилось, что при удачных раскладах мы могли бы аннексировать и весь Китай. (В тот момент - действительно могли, кстати.) Вкратце: маньчжурская династия - в упадке. Россия, с помощью торговцев и буддийских паломников должна вести антиманьчжурскую и пророссийскую агитацию в Монголии, Тибете и в западно-китайских провинциях. Всё это должно было подготовить почву для народных восстаний. Предполагалось соединить г.Ланьчжоу железнодорожной веткой с Транссибирской магистралью (строительство оной ветки началось в 1891 году). Наконец, законность этой замечательной аннексии должна была обеспечиваться просьбой монгольской и тибетской знати о присоединении к державе Белого Царя.
    Опираться предлагалось на уже существующий в Азии престиж России, а также на развитие связей через буддийских паломников и через активизацию торговли.
    Проект Бадмаева был поддержан Александром III, а также Витте, - в результате Бадмаев развернул весьма бурную деятельность. Позже бадмаевский проект многие назовут авантюрным, однако посмотрим на результаты: уже к 1895 году Бадмаев заключает контракт на перевозку почты между Кяхтой и Калганом (и выставляет русские почтовые станции, несмотря на возмущение ургинского амбаня). Весной того же года Бадмаев отправляет в Лхасу торговых агентов из бурят, кои вступают там в общение с Агваном Дорджиевым. "Торговцы", вернувшись, приносят Бадмаеву сведения, что Англия готовится к захвату Тибета. Всё это отражено в докладной записке Витте Императору Николаю II, и там же отмечается, что в Тибете, закрытом для иностранцев, "отправленные Бадмаевым буряты , хотя открыто именовали себя русскими подданными, проникли в Лхассу и были там очень ласково приняты".
    Русская экспансия на Дальнем Востоке активизируется. Через три недели после подачи Витте докладной записки Россия и Китай заключают договор о строительстве железной дороги через китайскую территорию. Ещё через неделю Россия заключает договор с Японией о Корее: Корея превращается в российско-японский протекторат. Доминанта в протекторате принадлежала России.

    Мы как-то склонны забывать сейчас об этой части истории, - и о немыслимых перспективах, которые здесь открывались. Как и о русских городах в Китае, и о том, что КВЖД была не просто совместным проектом по строительству магистралей, но российской территорией с собственной полосой отчуждения и собственными (российскими) гарнизонами. Странно, но даже если взять постреволюционный, - эмигрантский, - период: сознайтесь честно, господа, - многие ли знакомы с литературой дальневосточной русской эмиграции? Она почти не издаётся, в отличие от растиражированной в постперестроечный период литературы эмиграции парижской. Однако не поленитесь, - прочтите поэму Несмелова "Через океан" или, допустим, "Протопопица" (в сети есть) и скажите, - разве это хоть в чём-то уступает творчеству "парижанина" Бунина (вот только Несмелов, как и его коллеги по литературе, честно сражались на Гражданской, а трусливый поганец Бунин - нет ). Беда какая-то с этой западной ориентацией нашей истории и культуры. "Россия - западная страна" (с). Ага, как же...

    Но мы отвлеклись. После оформления русско-китайского альянса начинается взаимное отдаление Витте и Бадмаева. Витте получил собственное выгодное поле деятельности, и Бадмаев становится ему уже не товарищем, а конкурентом. - После чего Витте начинает противодействовать Бадмаеву. Именно с подачи Витте бадмаевский проект будут впоследствии именовать авантюрным.
    Однако бадмаевская деятельность принесла вполне осязаемые плоды: во-первых, его проект положил начало активной русской экспансии на Дальнем Востоке, и тот же Витте изначально действовал в рамках именно бадмаевского плана. Во-вторых, благодаря деятельности Бадмаева в 1898 году в Петербург прибыл с миссией Агван Дорджиев. Почему "благодаря деятельности Бадмаева", - а потому, что именно общение с его "торговыми агентами" усилило прорусскую партию в Тибете: а именно, сторонниками ориентации на Россию стали такие влиятельные орлы, как Йондзон-ринпоче (наставник Далай-Ламы) и Лончен Шатра (впоследствии - премьер-министр Тибета).

    Достигший совершеннолетия Далай-Лама XIII решил начать диалог с Западом, а в частности - с Россией. Визит Агвана Дорджиева в Петербург должен был привети к русскому протекторату над Тибетом. Заметьте: в этом были заинтересованы обе страны. (Это я специально для людей с фетисовским мировоззрением поясняю. Не обязательно преследовать интересы России или Монголии, России или Тибета. Вместо или вполне может стоять и).
   
   Николай II принял Дорджиева, к визиту также проявили интерес сторонники активной политики России в Азии (например, князь Ухтомский) и военное ведомство. Глава его, генерал от инфантерии Куропаткин, заявил о готовности оказать Тибету военную помощь путём посылки в Лхасу оружия и русских военных инструкторов, всвязи с чем предложил Дорджиеву по-тихому (дословно - "негласно"; тишина здесь нужна была ввиду неумеренного английского и пр. любопытства) вступить в переговоры с офицерами Войска Донского, в первую очередь - с калмыками.
   Интересен также характер донесений МИД того периода. Цитирую сообщения гр. Орловского, генерального консула России в Сиаме. (Кстати, отмечу, что король Сиама Чулалонгкорн тоже симпатизироавл России и Франции, находившимся в союзе, и противостоял Англии; в 1898 году в Европу из Сиама был командирован принц Дамронг для заключения договора с Францией, посредником в котором выступал Российский Император). Так вот, из сообщений Орловского: "мы рано или поздно должны будем вести железную дорогу от нашей сибирской границы через Ганьсу и Сычуань, и не только на Юннань, но и на Тибет". Или ещё, тоже недвусмысленно: "С установлением нашего влияния в Южно-Центральном Китае и Тибете, и с открытием их рынков для наших товаров и их естественных богатств для нашей эксплуатации, Англии будет нанесён сильный удар..." (кстати, замечание не в тему. Просто я, когда впервые прочёл сей документ, то полчаса ржал. Мы собирались ввозить в Китай товар и вывозить сырьё. Не, ну хто жЪ знал, как стёбно будет смотреться эта мысль век спустя, когда история всё-таки пошла по другим рельсам, ржавым и корявеньким. - А некоторая корявость уже назревала, поскольку новый министр внутренних дел гр. Муравьёв своими агрессивными и поспешными действиями с захватом Порт-Артура и Да-Лянь-Ваня вопреки заключенным договорам, заложил предопосылки для русско-японской войны. Однако война ещё нескоро...).
      Вернёмся к Дорджиеву. Из Петербурга он отправился в Калмыкию, пообщался с воодушевлённым населением, а после, по рекомендации Куропаткина, сделал визит к Войску Донскому. - Где с подъесаулом Нараном Улановым обсудил возможность посылки калмыков-военнослужащих в Тибет, в качестве военных инструкторов. Сразу после путешествия по калмыцким степям Агван Дорджиев совершил краткую поездку в союзную (союзную России) Францию, где по просьбе будущего премьера Клемансо провёл службу для "буддийствующего парижского бомонда" (27 июня 1898 года, библиотечный зал Музея восточных искусств Эмиля Гимэ).
      Прошу обратить внимание на наличие "буддийствующего бомонда" среди порядочных французов начала ХХ века. Ага, а по возвращении из Франции в Петербург князь Ухтомский устраивает Агвану Дорджиеву встречу с буддистами из русских аристократических кругов (имеется ввиду именно русская аристократия, а не буряты Петербурга). Вот она, Дхарма-то, как расползаетсо...
      В результате визита Дорджиева в России сформировалось так называемое "тибетское лобби", активными представителями которого были столь разные личности, как князь Э.Ухтомский, С.Ольденбург, Ф.Щербатской, А.Позднеев, П.Семенов-Тян-Шанский, А.Григорьев, П.Козлов, В.Радлов, П.Бадмаев и великие князья Константин Константинович и Николай Михайлович. Самого Николая II и раньше называли "востокофилом"; не будем забывать, что ещё в юности он совершил своё знаменитое "Путешествие на Восток" (Дальний Восток и Южная Азия) - которого ранее не решался совершить ни один европейский монарх; кроме того, он откровенно покровительствовал буддизму. Не будем забывать, что именно при Николае II был открыт буддийский дацан в Петербурге - что опять же было весьма смелым шагом для европейского монарха того времени. Кстати, инициаторами с собственно буддийской стороны выступили такие гиганты, как Агван Дорджиев и Даши Дорджо Итигелов.
      Словом, что касается "тибетского лобби", - то компания, согласимся, подобралась недурственная.

      На этой оптимистической ноте беру тайм-аут и исчезаю до завтра.
     
P.S. Я сильно надеюсь и верю, что данная тема действительно интересна не только тем о-очень редким специалистам, которые ею занимаются. Публикаций по ней почему-то почти нет. Как заколдованный круг какой-то, чесслово. Зато есть ВАГОНЫ фантазий о Тибете.
     И ещё. По мере развития круговерть вокруг России и Тибета начинает принимать всё более мистические очертания. Потому что политиков и дипломатов постепенно сменят святые, перевоплощенцы и харизматические герои. Вот ща, мы до Унгерна не добрались. Хотя давеча Иван К.В. и утверждал, что Унгерн ему даже с бодуна не является, но! тёзка, не говори "гоп", что называется. Явится ышшо.

P.P.S. Пока что предлагаю такой флеш-моб: стырить из Кунсткамеру голову Джа-Ламы и с почётом и подношениями отнести оную в Гоби, - небось, развалины дворца дамби-джанцановского ещё сохранились немножко. И установить там какой-нибудь симпатичный мемориал - допустим, "Джа-Лама разрывает пасть..." (нужное имя впишем после дополнительного совещания).

IvanArseniev:
Продолжим.  :)
Узнав о результатах поездки Дорджиева в Петербург, Далай-Лама пожаловал ему чин "старшего хамбо, с правом голоса во всех делах политики и веры". Вообще же тибетская аристократия восприняла сообщение Дорджиева неоднозначно: правительство Тибета было разделено на три группировки - русофилов, китаефилов и англофилов. Однако верх одержали именно русофилы, - поскольку Российская Империя воспринималась не только могущественной державой, но и страной, где "беспрепятственно процветает буддизм", - что для других европейских государств было нехарактерно. Кроме того, Дорджиев умудрился привлечь на свою сторону и симпатии простых тибетцев, доселе равнодушных к политике. Наконец, в 1900 Далай-Лама снова отправляет Дорджиева в Россию, - с подарками и посланием к Николаю II.
    Дорджиев был принят Императором в Крыму, затем состоялось совещание военного министра, министра иностранных дел и финансов, - Куропаткина, Ламздорфа и Витте. было принято решение об учреждении в Тибете русского консульства. Однако, во избежания непоняток с Англией, консульство решено было создать в Сычуани, г. Дацзянлу. Кроме того, Куропаткин недвусмысленно обещал военную помощь, и подарил Тибету германские пушки "новейшей системы".
    Вопрос о протекторате временно был оставлен открытым.
    Третье тибетское посольство (1901) было принято Россией уже совсем торжественно. Например, упоминается о роскошном фейерверке, устроенном в городском саду, и об "изображении инициалов Далай-Ламы, золотыми буквами горевших на чёрном фоне ночи" (из газетных сообщений 1901 года. Цит. по Кульганеку, "О проезде тибетского посольства из Одессы в Санкт-Петербург в июне 1901"). Инетересно, что Николай II пожелал, чтобы в качестве переводчика к посольству был прикомандирован подъесаул Войска Донского Наран Уланов (нашли, стало быть, выдающегося лингвиста), - именно тот офицер, с которым по совету Куропаткина, Агван Дорджиев тайно общался на предмет посылки военных инструкторов в Тибет в 1898 году. После высочайшей аудиенции в Петергофском дворце, состоялась встреча Дорджиева с Куропаткиным, во время которой Дорджиев передал военному министру некое секретное послание от Далай-Ламы. В совещании приняли участие также Сахаров (начальник Генерального Штаба) и подъесаул Уланов (ну, который типа переводчик).
   На этот раз результатом дорджиевского посольства стало реальное сближение России и Тибета. Личным распоряжением Николая II окончательно был решён вопрос об учреждении консульства, - что характерно, без учёта мнения Пекина. Пекин не возмутился.
   
   Ещё фишка, о которой мало кто знает. В 1900 году в "закрытой" Лхасе уже проживала скромная колония российских подданных (бурят и калмыков). Э.Кавагучи определял её численнось приблизительно в 200 человек.
   
   Пока решался вопрос об аккуратном учреждении нашего консульства в Сычуани, российская армия не менее аккуратно оккупировала Маньчжурию. В 1901 году (как бы для восстановления порядка после "боксёрского восстания" в Китае, и для охраны наших железных дорог).
   Вскоре англичане поведут себя сходным образом, а именно, стянут к Тибету войска под предлогом охраны строящихся неподалёку железных дорог. Ясное дело, Англия была обеспокоена. Нервничала Англия, и всё тут. Цитата из интереснейшего письма Керзона, адресованного статс-секретарю по делам Индии Гамильтону: "Мы не можем помешать России захватить Монголию и Китайский Туркестан (Синцзян, - И.А.)... Но мы можем и обязаны не допустить русского протектората над Тибетом". В 1902 году Керзона озаряет мысль о военной экспедиции в Лхасу, - хотя состоится сия экспедиция значительно позже.
    Позже, - поскольку Петербургу поначалу удалось разубедить Лондон. Однако в 1903 году Англия всё-таки санкционировало отправку в Тибет экспедиции Янгхазбенда: поскольку попытки англичан провести с Тибетом мирные переговоры сорвались. Лхаса объявила, что считает британцев врагами буддийской религии и общаться с ними не пожелала. Дело в том, что к этому времени в Тибете Цонгду (Национальное собрание) заняло малость непродуманную позицию. Цонгду было абсолютно уверено в том, что русский Белый Царь защитит Тибет от англичан. Кашаг (кабинет министров) Тибета мыслил более здраво, - утверждая, что сейчас Россия защитить Тибет не сможет: события разворачиваются слишком быстро, а Тибет слишком удалён от России. Аналогичной точки зрения придерживался и Дорджиев. Однако победило собрание Цонгду.

    Военная зкспедиция Янгхазбенда (1904) была не только нападением на Тибет, но и прямым вызовом, брошенным России. Однако Россия действительно не могла оказать Тибету никакой помощи, и не только из-за географической удалённости: в это же время начиналась русско-японская война. Следует отдать должное Керзону - момент для нападения на Тибет был выбран им очень недурно.
   По личному распоряжению Николая II, в Лхасу всё-таки была отправлены калмыки с подъесаулом Улановым во главе. Генштаб рассматривал также вопрос об отправке в Тибет серьёзной военно-дипломатической экспедиции под началом капитана Козлова (того самого, который сегодня известен более как путешественник-исследователь), однако этот проект был отклонён, поскольку неизбежно спровоцировал бы военный конфликт с Англией и втянул бы Россию в абсолютно нереальную войну на два фронта (Англия и Япония). Разумеется, Россия на это пойти не могла, и Англия это прекрасно понимала.
   Кстати, означенная поганая Англия нам и в начавшейся японской войне подгадить сподобилась.  Но это отдельный разговор.

   По результату: экспедиция Янгхазбенда фактически установила протекторат над Тибетом и вроде бы парализовала активность России в этом направлении. Однако в реале сия экспедиция привела к противоположным результатам: тибетцы искренне возненавидели англичан, а Далай-Лама бежал из Лхасы к русской границе. Если мы малость заглянем вперёд, то можно сказать, что именно нечестивец Керзон вкупе с не менее нечестивым Янгхазбендом, сами того не желая (то есть совсем не желая) создали предпосылки для будущей независимости Тибета.
   Кроме того, как абсолютно верно заметил князь Ухтомский по поводу британской настырности, "Англия может лишь территориально обладать ламаистским миром, духовно покорить и приблизить его к себе удастся лишь тем, кто не поднимет разрушающей длани на святыни буддизма".
    Жизнь подтвердила правоту Ухтомского: Далай-Лама уже двигался по направлению к Монголии, а ламы-предсказатели утверждали, что из Забайкалья нужно ждать появления неких великих перерожденцев. Надобно сказать, что ламы не ошиблись. пройдёт совсем немного лет, и вместо дипломатов на азиатском поле начнут сражаться ожившие легенды. - Так что в какой-то момент уже действительно трудно разобрать, где заканчивается политика и начинается иная, вполне сакральная действительность.

   
     Здесь, испытав лёгкий приступ патриотизма, столь характерного для русских буддистов (ну и ладно, что Англия временно завоевала территорию, зато Россия завоевала сердца), я временно испаряюсь.
     
     Однако хотелось бы обратить на приведённые материалы внимание некоторых неразумных неоапологетов, голословно заявляющих о ненависти буддийского ламства к России, а также внимание некоторых нерассудительных христиан (адекватных христиан прошу не обижаться, - это к ним никак не относится  :)), утверждающих, что патриотизм=православие.
     Чтой-то мне кажется, что буддист Дорджиев гораздо больше любил Россию, чем, допустим, Милюков - имевший вполне консервативное вероисповедание. Любовь к Родине - это всё-таки немного иное чувство, с религией не связанное.

Йошка:

--- Цитата: Иван Арсеньев от Ноябрь 22, 2011, 11:26:03 ---      В 1767 году Екатерина II, беседуя с Хамбо-ламой Заяевым, выразила интерес к его путешествию в Тибет. Рассказ настолько заинтересовал Императрицу, что она пожелала, чтобы Заяев изложил своё повествование на бурятстком и тибетском языках. Заяев даже получил Андреевский орден "за распространение религии в соответствии с законами Российского государства" (о как!).

--- Конец цитаты ---

Для непосвященных, вроде меня, имеет смысл сказать пару слов откуда вообще на Руси взялся Хамбо-лама Заяев.
Из статьи Ф.Б.Гармаева http://etegelov.ru/conf-1/reports/60-doc-13 можно понять следующее:

Дамба Даржа Заяев - первый бурятский хамбо лама, видный религиозный и общественный деятель XVIII века, родился в 1702 году в семье Заяа Сахулага, нойона сонгольского абагатского рода. Этот род вместе с другими сонгольскими родами перекочевал в долины Чикоя и Селенги из Монголии в конце XVII века.

Д.Д. Заяев обучался в разных школах многих монастырей Лхасы (Баруун Жу), в том числе в основном в лхасском монастыре Балдан-Брейбун, на философском факультете Гоман дацана, где проучился в течение семи лет. Говорят, он долго пребывал у Далай-ламы.

После, около 20 лет обучения всем наукам, святой лама Заяев, соблюдая все обряды, получил у Панчен-Богдо обеты гецула. Панчен-Богдо благословил его, изрек благопожелание, чтобы после возвращения на родину Заяев стал Главой религии, и подарил ему островерхую шапку титим приверженцев гелукпа.

В 1731 году, вернувшись на свою родину, встретился со своими родителями, родственниками и земляками. Лама Заяев впервые совершил богослужение в войлочной юрте. Этот хурал был проведен в год водяной мыши, в 1732 году у подножия горы, называемой Отосон. Одновременно на хуралы приходили верующие из низовьев Чикоя.

По приезду на Родину лама Заяев проявил недюжинные способности - по пропаганде учения Будды среди населения, по проведению хуралов, по обучению и подготовке лам-хувараков, по строительству дацанов, установил строгие правила поведения и службы для лам, порядок работы дацанов и проведения хуралов, принятые в главном тибетском монастыре Балдан-Брейбун.

В 1731-32 годы он избрал место строительства первого дацана в местности Эргэ-Бургэ. Это красивое место с чистыми песчаными барханами на левом берегу реки Чикой, в памяти потомков «Эргэ-Бургинский», первое место для дацана Балдан-Брейбун. Когда число хувараков, которых он собрал, достигло 150, после его обращения к вышестоящим властям, был утвержден так называемый комплект лам и хувараков из 150 человек. Этим впервые был утвержден комплект штатных лам и освобождение от повинностей и поборов.

По настоянию Заяева, через канцелярию Селенгинского воеводы было отправлено прошение о строительстве дацана, на которое был получен ответ Ее Величества, разрешающий возведение храма. В 1733-35 годы началось строительство деревянного Хилгантуйского дацана.

По настоятельной просьбе Селенгинского воеводы Заяев был вынужден перенести место строительства дацана на правый берег Чикоя, в местность Хилгантуй. Ламы и миряне обратились к вышестоящим чиновникам с просьбой назначить ламу Заяева ширээтэ ламой монастыря, на что через контору Селенгинского воеводы был получен приказ о назначении его ширээтэ ламой.

В 1766 году было совершено освящение храма и пожаловано ему имя «Балдан-Брейбун».

Когда империатрица Екатерина II спросила у Заяева, каким званием наградить его за неоценимые заслуги, он пожелал назначения на должность Пандито Хамбо Ламы. Тогда в 1764 году Дамба Даржа Заяев Указом империатрицы Екатерины II получил звание Пандито Хамбо Ламы, главы Бурятской буддийской церкви, то есть стал главой над всеми дацанами и ламами в России. Это событие имело большое политическое значение для бурятского народа, поскольку положило начало объединению буддистов в единую систему церковной организации и создало условия для преодоления разобщенности между различными этническими группами бурят и формирования целостной этноконфессиональной общности бурят.

Хамбо Лама Заяев принимал участие и в общественной жизни бурятского общества. В 1767 году он был избран делегатом от селенгинских бурят в состав «комиссии об Уложении» - собрания представителей разных сословий России, созданного для разработки нового российского свода законов. 1768-69 годы он провел в Петербурге. В результате за всю свою деятельность был награжден императрицей Екатериной II.

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

Перейти к полной версии