Продолжим.
Узнав о результатах поездки Дорджиева в Петербург, Далай-Лама пожаловал ему чин "старшего хамбо, с правом голоса во всех делах политики и веры". Вообще же тибетская аристократия восприняла сообщение Дорджиева неоднозначно: правительство Тибета было разделено на три группировки - русофилов, китаефилов и англофилов. Однако верх одержали именно русофилы, - поскольку Российская Империя воспринималась не только могущественной державой, но и страной, где "беспрепятственно процветает буддизм", - что для других европейских государств было нехарактерно. Кроме того, Дорджиев умудрился привлечь на свою сторону и симпатии простых тибетцев, доселе равнодушных к политике. Наконец, в 1900 Далай-Лама снова отправляет Дорджиева в Россию, - с подарками и посланием к Николаю II.
Дорджиев был принят Императором в Крыму, затем состоялось совещание военного министра, министра иностранных дел и финансов, - Куропаткина, Ламздорфа и Витте. было принято решение об учреждении в Тибете русского консульства. Однако, во избежания непоняток с Англией, консульство решено было создать в Сычуани, г. Дацзянлу. Кроме того, Куропаткин недвусмысленно обещал военную помощь, и подарил Тибету германские пушки "новейшей системы".
Вопрос о протекторате временно был оставлен открытым.
Третье тибетское посольство (1901) было принято Россией уже совсем торжественно. Например, упоминается о роскошном фейерверке, устроенном в городском саду, и об "изображении инициалов Далай-Ламы, золотыми буквами горевших на чёрном фоне ночи" (из газетных сообщений 1901 года. Цит. по Кульганеку, "О проезде тибетского посольства из Одессы в Санкт-Петербург в июне 1901"). Инетересно, что Николай II пожелал, чтобы в качестве переводчика к посольству был прикомандирован подъесаул Войска Донского Наран Уланов (нашли, стало быть, выдающегося лингвиста), - именно тот офицер, с которым по совету Куропаткина, Агван Дорджиев тайно общался на предмет посылки военных инструкторов в Тибет в 1898 году. После высочайшей аудиенции в Петергофском дворце, состоялась встреча Дорджиева с Куропаткиным, во время которой Дорджиев передал военному министру некое секретное послание от Далай-Ламы. В совещании приняли участие также Сахаров (начальник Генерального Штаба) и подъесаул Уланов (ну, который типа переводчик).
На этот раз результатом дорджиевского посольства стало реальное сближение России и Тибета. Личным распоряжением Николая II окончательно был решён вопрос об учреждении консульства, - что характерно, без учёта мнения Пекина. Пекин не возмутился.
Ещё фишка, о которой мало кто знает. В 1900 году в "закрытой" Лхасе уже проживала скромная колония российских подданных (бурят и калмыков). Э.Кавагучи определял её численнось приблизительно в 200 человек.
Пока решался вопрос об аккуратном учреждении нашего консульства в Сычуани, российская армия не менее аккуратно оккупировала Маньчжурию. В 1901 году (как бы для восстановления порядка после "боксёрского восстания" в Китае, и для охраны наших железных дорог).
Вскоре англичане поведут себя сходным образом, а именно, стянут к Тибету войска под предлогом охраны строящихся неподалёку железных дорог. Ясное дело, Англия была обеспокоена. Нервничала Англия, и всё тут. Цитата из интереснейшего письма Керзона, адресованного статс-секретарю по делам Индии Гамильтону: "Мы не можем помешать России захватить Монголию и Китайский Туркестан (Синцзян, - И.А.)... Но мы можем и обязаны не допустить русского протектората над Тибетом". В 1902 году Керзона озаряет мысль о военной экспедиции в Лхасу, - хотя состоится сия экспедиция значительно позже.
Позже, - поскольку Петербургу поначалу удалось разубедить Лондон. Однако в 1903 году Англия всё-таки санкционировало отправку в Тибет экспедиции Янгхазбенда: поскольку попытки англичан провести с Тибетом мирные переговоры сорвались. Лхаса объявила, что считает британцев врагами буддийской религии и общаться с ними не пожелала. Дело в том, что к этому времени в Тибете Цонгду (Национальное собрание) заняло малость непродуманную позицию. Цонгду было абсолютно уверено в том, что русский Белый Царь защитит Тибет от англичан. Кашаг (кабинет министров) Тибета мыслил более здраво, - утверждая, что сейчас Россия защитить Тибет не сможет: события разворачиваются слишком быстро, а Тибет слишком удалён от России. Аналогичной точки зрения придерживался и Дорджиев. Однако победило собрание Цонгду.
Военная зкспедиция Янгхазбенда (1904) была не только нападением на Тибет, но и прямым вызовом, брошенным России. Однако Россия действительно не могла оказать Тибету никакой помощи, и не только из-за географической удалённости: в это же время начиналась русско-японская война. Следует отдать должное Керзону - момент для нападения на Тибет был выбран им очень недурно.
По личному распоряжению Николая II, в Лхасу всё-таки была отправлены калмыки с подъесаулом Улановым во главе. Генштаб рассматривал также вопрос об отправке в Тибет серьёзной военно-дипломатической экспедиции под началом капитана Козлова (того самого, который сегодня известен более как путешественник-исследователь), однако этот проект был отклонён, поскольку неизбежно спровоцировал бы военный конфликт с Англией и втянул бы Россию в абсолютно нереальную войну на два фронта (Англия и Япония). Разумеется, Россия на это пойти не могла, и Англия это прекрасно понимала.
Кстати, означенная поганая Англия нам и в начавшейся японской войне подгадить сподобилась. Но это отдельный разговор.
По результату: экспедиция Янгхазбенда фактически установила протекторат над Тибетом и вроде бы парализовала активность России в этом направлении. Однако в реале сия экспедиция привела к противоположным результатам: тибетцы искренне возненавидели англичан, а Далай-Лама бежал из Лхасы к русской границе. Если мы малость заглянем вперёд, то можно сказать, что именно нечестивец Керзон вкупе с не менее нечестивым Янгхазбендом, сами того не желая (то есть совсем не желая) создали предпосылки для будущей независимости Тибета.
Кроме того, как абсолютно верно заметил князь Ухтомский по поводу британской настырности, "Англия может лишь территориально обладать ламаистским миром, духовно покорить и приблизить его к себе удастся лишь тем, кто не поднимет разрушающей длани на святыни буддизма".
Жизнь подтвердила правоту Ухтомского: Далай-Лама уже двигался по направлению к Монголии, а ламы-предсказатели утверждали, что из Забайкалья нужно ждать появления неких великих перерожденцев. Надобно сказать, что ламы не ошиблись. пройдёт совсем немного лет, и вместо дипломатов на азиатском поле начнут сражаться ожившие легенды. - Так что в какой-то момент уже действительно трудно разобрать, где заканчивается политика и начинается иная, вполне сакральная действительность.
Здесь, испытав лёгкий приступ патриотизма, столь характерного для русских буддистов (ну и ладно, что Англия временно завоевала территорию, зато Россия завоевала сердца), я временно испаряюсь.
Однако хотелось бы обратить на приведённые материалы внимание некоторых неразумных неоапологетов, голословно заявляющих о ненависти буддийского ламства к России, а также внимание некоторых нерассудительных христиан (адекватных христиан прошу не обижаться, - это к ним никак не относится
), утверждающих, что патриотизм=православие.
Чтой-то мне кажется, что буддист Дорджиев гораздо больше любил Россию, чем, допустим, Милюков - имевший вполне консервативное вероисповедание. Любовь к Родине - это всё-таки немного иное чувство, с религией не связанное.