Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Автор Тема: Российско-Китайско-Монголо-Тибетская Империя и роль буддистов и прочих монголов.  (Прочитано 12002 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Admin

  • Малиновые штаны
  • Традиция: Буддизм/Дзогчен

попалась в руки книжка -
"За кулисами царизма: Архив тибетского врача Бадмаева. 2-е изд., испр. Под ред. Семенникова В.П."
это уже излагал Арсеньич (частично), но масштабы явления были действительно немалыми. в дело были вложены нехилые бабки (2 миллиона рублей только первым траншем). Бадмаев (Петр Александрович) образовал фирму, официально занимавшуюся торговлей с китайско-монгольским регионом, а фактически (и Бадмаев просил царя и Витте держать в секрете истинную подоплеку деятельности) организовывал ползучую экспансию России на весь регион. власть манчжурской династии в Китае предполагалось сместить с помощью агрессивно к ней настроенной части китайцев. активно налаживались контакты с администрацией в Монголии и ламами. организовывались торгпредства в разных городах Монголии и Китая (причем, фирма разводила коней (скрещивая с лучшими российскими) и верблюдов - для трансмонгольской военной операции). активно разрабатывался план строительства железной дороги, причем, поскольку она была более короткой и прямой (да и дешевой), этим явно противопоставлялась западноевропейскому флоту (особ. английскому) и влиянию западноевропейских государств на Китай. в те времена в Китае (и Индии) были серьезные проблемы с опием, который усиленно производила английская миссия. и местных ханов это очень сильно стало доставать - они видели, как травится их собственный народ. т.е. действия России были бы весьма кстати (еще и поддерживаемые Монголией, которой наш засланец помог отвадить китайцев). почему появился Тибет? в ту пору Англия метила и на него тоже. что не сулило ничего хорошего всему региону.
неожиданным боком в этой всей истории оказывается Г. Распутин. а именно, он был неким проводником и регулятором властных поползновений Двора. и операция с восточными окраинами через него имела некоторые практические очертания: не он сам, но умелое им манипулирование, насколько я понял, позволяло нужным людям занимать нужные посты в правительстве.
самое интересное, что транш денег был фактически возвращен в бюджет (т.е. предприятие не было совсем убыточным). накрылось все с заменой министра финансов, уклоном в пробританскую ересь и  революцией 1917г, которой, вероятно, не было бы, если расширение империи состоялось бы, ибо одной из целей Бадмаева и Ко было прижать Англию на Востоке - и везде.
« Последнее редактирование: Декабрь 15, 2011, 17:32:37 от Admin »
Записан

IvanArseniev

  • Гость

Делаю перепост своих сообщений с "курайника", потому как на дополнительную обработку времени нет.


О ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ И ТИБЕТА
(Думаю, будет интересно всем, поскольку сия тема отечественными историками почти не разбиралась. Из опубликованного недавно - есть весьма недурственное исследование А.Андреева, "Тибет в политике царской, советской и постсоветской России").

      В 1767 году Екатерина II, беседуя с Хамбо-ламой Заяевым, выразила интерес к его путешествию в Тибет. Рассказ настолько заинтересовал Императрицу, что она пожелала, чтобы Заяев изложил своё повествование на бурятстком и тибетском языках. Заяев даже получил Андреевский орден "за распространение религии в соответствии с законами Российского государства" (о как!).
     Возможно, под влиянием рассказа, а возможно - в силу иных причин, Екатерина попыталась установить отношения с Панчен-Ламой. Обращаю внимание читающих: не с Далай-Ламой (светским и духовным правителем Тибета), а именно с Панчен-Ламой, к компетенции коего относятся исключительно вопросы определённых направлений в религии. Кроме того, Екатерина отправляла послов с дарами и к монгольскому Богдо-гегену, что позволило России развернуть торговлю в Халхе.
     Г.Стюарт, в "Письме к лондонскому учёному обществу" (1777) сообщает в числе прочего, что Россия - единственная европейская страна, которую знает Таши-Лама (Панчен-Лама). Там же, у Стюарта, можно прочесть о российских подданных, часто бывающих в Тибете. Напомню, что речь идёт о том периоде, когда Тибет ещё не был закрыт для иностранцев.
   
    Второй подъём интереса России к Тибету приключился уже в XIX веке, когда в Тибет было отправлено посольство графа Головкина, - однако посольство цели не достигло: было остановлено китайцами гораздо раньше, в Калгане, то есть аккурат у Великой Китайской Стены, - и отправлено обратно в Россию. Единственное, что удалось России тогда - это через торговцев установить дружеские отношения с государствами, окружающими Тибет, - а именно, с Кашмиром, Ладаком и Пенджабом.
   Весь прикол в том, что к этому моменту Лхаса закрыла двери для чужеземцев, причём сие событие являлось не тибетской, а китайской инициативой. Раньше отношения Тибета с Китаем определялись соглашением, заключённым между тибетскими ламами и китайскими правителями-чингизидами в XIII веке, - и эти отношения определялись формулой чё-йон (наставник - даритель): тибетские ламы принимали на себя роль наставников монгольских ханов, а впоследствии - китайских императоров; те же, в свою очередь, покровительствовали ламам. Однако при династии Цин эта формула благополучно уступила место вассальным отношениям. В Тибете появились два китайских амбаня, влияние которых постепенно росло. К моменту закрытия "железного занавеса" вокруг Страны Снегов, Далай-Лама не мог ни отправлять, ни принимать писем без санкции китайских амбаней, под контролем находились также религиозные связи с пригималайскими странами.
   Таким образом, Тибет на целое столетие оказался изолированным, и в политику соседних государств не включался. Однако, ежели рядом происходит что-то интересное, - то это фиг пропустишь. Даже при полной изоляции. Соседи не дадут пропустить.
   Ну Тибет, натурально, и не пропустил.

   Итак, пока тибетские йогины прохлаждались в пещерах, по соседству обозначилось военное соперничество между Россией и Британией, с лёгкой руки Конноли и Киплинга вошедшее в историю под названием Большой Игры. Британия давненько окопалась в Индии, Россия же весьма активно продвигалась в Среднюю Азию и на Дальний Восток.
   В 1884 году Россия укрепляется на Памире, и сверху поглядывает на Индию, находящуюся совсем рядом. Британия небезосновательно чует в этом взгляде возможную невзгоду.
 
   (Я не буду затрагивать здесь отношений с Афганистаном, Персией и пр., ибо уж очень много букафф писать придётся. Остановимся на участке Монголия - Синцзян - Тибет).

   К Тибету Россия и Британия потянулись почти одновременно, в 60-70 гг XIX века. Англичане засылали в Тибет разведчиков-индусов под видом буддийских паломников. Мы тоже. Однако отличие российской политики от британской, как уже говорилось ранее, строилось на дружественных отношениях с Тибетом. Наши разведчики (в отличии от их шпионов  ) работали не против Тибета, а против Британии. Во всяком случае, экспедиция Пржевальского во время встречи на оз. Кукунор с тибетским посланником получила заверения в том, что Далай-Лама будет рад принять русских гостей.
    Для сравнения: если русских тибетцы звали, то к британцам отношение было несколько иным. Так, Сенгчен-лама, - наставник Панчен-Ламы, - был казнён в Лхасе за то, что оказал помощь агенту англо-индийской разведслужбы. Англичане на это дело обиделись и стали называть Тибет "нецивилизованной страной".
   Впрочем, Пржевальскому с Тибетом тоже не повезло. Одна из его экспедиций не добралась до Лхасы из-за нехватки средств, в другой раз его остановили в Нагчу из-за беспокойств в Лхасе (тибетцы ожидали похищения Далай-Ламы), и, наконец, в последней экспедиции Пржевальский умер от брюшного тифа, - в самом начале поездки.
   Кстати, Пржевальский отмечал, что в этот период каждый шаг Далай-Лам контролировался китайскими амбанями. А и то правда, - предшествующие Далай-Ламы были неизвестным образом умерщвлены в возрасте от 10 до 20 лет.
   
    Забегая вперёд, скажу, что XIII Далай-Лама (личность весьма незаурядная) пресёк сию поганую традицию и всех обломал.
Записан

IvanArseniev

  • Гость

 Следующий этап сближения России, Тибета и Монголии связан с деятельностью Агвана Дорджиева.
Агван Дорджиев, он же - Лозанг Наванг (тибетское имя) родился в бурятской семье неподалёку от Улан-Удэ (тогда - Верхнеудинск). В 19 лет отправился учиться в Лхасу. Дорджиев действительно окончил дрепунговский Гоман-дацан. В 1888 он получает степень лхарамба. После этого он становится одним из цаншавов, - партнёром юного Далай-Ламы XIII по упражнениям в философском диспуте. В 1890 году он принимает должность "хранителя золотого чайника", а также становится главным советником.
    Именно Агван Дорджиев, - известный своими русофильскими взглядами, - стал формировать так называемую прорусскую партию в Тибете, в противовес уже существовавшим там группировкам.

    Тем временем вокруг происходят следующие события. В Калькутте китайский амбань Шэн Тай подписывает с вице-королём Индии Г.Лэнсдауном англо-китайскую конвенцию по делам Сиккима и Тибета. Согласно конвенции, Англия получала "полный и исключительный контроль над внутренним управлением и внешними сношениями Сиккима". Кроме того, устанавливалась новая граница между Сиккимом и Тибетом (1890). С 1893 года по соглашению с Пекаином (но, как и в случае с калькуттской конвенцией, - без ведома Лхасы) учреждается английская торговая фактория в тибетском Ятунге.
     Ясное дело, сии каверзные телодвижения британцев отнюдь не порадовали Российскую Империю. П.А.Бадмаев, чиновник Азиатского департамента МИДа (тот самый Бадмаев, который ныне известен более как спец по тибетской медицине и переводчик "Жуд-Ши") 13 февраля 1893 года обратился к Александру III со знаменитой докладной запиской - "О задачах русской политики на азиатском Востоке". Записка, надобно сказать, - интереснейшая. Именно в ней, насколько мне известно, впервые озвучивается творческая мысль о мирном присоединении (а не просто об установлении протектората) к Российской Империи таких стран, как Монголия, Тибет и западные провинции Китая (Синцзян). Говорилось, что при удачных раскладах мы могли бы аннексировать и весь Китай. (В тот момент - действительно могли, кстати.) Вкратце: маньчжурская династия - в упадке. Россия, с помощью торговцев и буддийских паломников должна вести антиманьчжурскую и пророссийскую агитацию в Монголии, Тибете и в западно-китайских провинциях. Всё это должно было подготовить почву для народных восстаний. Предполагалось соединить г.Ланьчжоу железнодорожной веткой с Транссибирской магистралью (строительство оной ветки началось в 1891 году). Наконец, законность этой замечательной аннексии должна была обеспечиваться просьбой монгольской и тибетской знати о присоединении к державе Белого Царя.
    Опираться предлагалось на уже существующий в Азии престиж России, а также на развитие связей через буддийских паломников и через активизацию торговли.
    Проект Бадмаева был поддержан Александром III, а также Витте, - в результате Бадмаев развернул весьма бурную деятельность. Позже бадмаевский проект многие назовут авантюрным, однако посмотрим на результаты: уже к 1895 году Бадмаев заключает контракт на перевозку почты между Кяхтой и Калганом (и выставляет русские почтовые станции, несмотря на возмущение ургинского амбаня). Весной того же года Бадмаев отправляет в Лхасу торговых агентов из бурят, кои вступают там в общение с Агваном Дорджиевым. "Торговцы", вернувшись, приносят Бадмаеву сведения, что Англия готовится к захвату Тибета. Всё это отражено в докладной записке Витте Императору Николаю II, и там же отмечается, что в Тибете, закрытом для иностранцев, "отправленные Бадмаевым буряты , хотя открыто именовали себя русскими подданными, проникли в Лхассу и были там очень ласково приняты".
    Русская экспансия на Дальнем Востоке активизируется. Через три недели после подачи Витте докладной записки Россия и Китай заключают договор о строительстве железной дороги через китайскую территорию. Ещё через неделю Россия заключает договор с Японией о Корее: Корея превращается в российско-японский протекторат. Доминанта в протекторате принадлежала России.

    Мы как-то склонны забывать сейчас об этой части истории, - и о немыслимых перспективах, которые здесь открывались. Как и о русских городах в Китае, и о том, что КВЖД была не просто совместным проектом по строительству магистралей, но российской территорией с собственной полосой отчуждения и собственными (российскими) гарнизонами. Странно, но даже если взять постреволюционный, - эмигрантский, - период: сознайтесь честно, господа, - многие ли знакомы с литературой дальневосточной русской эмиграции? Она почти не издаётся, в отличие от растиражированной в постперестроечный период литературы эмиграции парижской. Однако не поленитесь, - прочтите поэму Несмелова "Через океан" или, допустим, "Протопопица" (в сети есть) и скажите, - разве это хоть в чём-то уступает творчеству "парижанина" Бунина (вот только Несмелов, как и его коллеги по литературе, честно сражались на Гражданской, а трусливый поганец Бунин - нет ). Беда какая-то с этой западной ориентацией нашей истории и культуры. "Россия - западная страна" (с). Ага, как же...

    Но мы отвлеклись. После оформления русско-китайского альянса начинается взаимное отдаление Витте и Бадмаева. Витте получил собственное выгодное поле деятельности, и Бадмаев становится ему уже не товарищем, а конкурентом. - После чего Витте начинает противодействовать Бадмаеву. Именно с подачи Витте бадмаевский проект будут впоследствии именовать авантюрным.
    Однако бадмаевская деятельность принесла вполне осязаемые плоды: во-первых, его проект положил начало активной русской экспансии на Дальнем Востоке, и тот же Витте изначально действовал в рамках именно бадмаевского плана. Во-вторых, благодаря деятельности Бадмаева в 1898 году в Петербург прибыл с миссией Агван Дорджиев. Почему "благодаря деятельности Бадмаева", - а потому, что именно общение с его "торговыми агентами" усилило прорусскую партию в Тибете: а именно, сторонниками ориентации на Россию стали такие влиятельные орлы, как Йондзон-ринпоче (наставник Далай-Ламы) и Лончен Шатра (впоследствии - премьер-министр Тибета).

    Достигший совершеннолетия Далай-Лама XIII решил начать диалог с Западом, а в частности - с Россией. Визит Агвана Дорджиева в Петербург должен был привети к русскому протекторату над Тибетом. Заметьте: в этом были заинтересованы обе страны. (Это я специально для людей с фетисовским мировоззрением поясняю. Не обязательно преследовать интересы России или Монголии, России или Тибета. Вместо или вполне может стоять и).
   
   Николай II принял Дорджиева, к визиту также проявили интерес сторонники активной политики России в Азии (например, князь Ухтомский) и военное ведомство. Глава его, генерал от инфантерии Куропаткин, заявил о готовности оказать Тибету военную помощь путём посылки в Лхасу оружия и русских военных инструкторов, всвязи с чем предложил Дорджиеву по-тихому (дословно - "негласно"; тишина здесь нужна была ввиду неумеренного английского и пр. любопытства) вступить в переговоры с офицерами Войска Донского, в первую очередь - с калмыками.
   Интересен также характер донесений МИД того периода. Цитирую сообщения гр. Орловского, генерального консула России в Сиаме. (Кстати, отмечу, что король Сиама Чулалонгкорн тоже симпатизироавл России и Франции, находившимся в союзе, и противостоял Англии; в 1898 году в Европу из Сиама был командирован принц Дамронг для заключения договора с Францией, посредником в котором выступал Российский Император). Так вот, из сообщений Орловского: "мы рано или поздно должны будем вести железную дорогу от нашей сибирской границы через Ганьсу и Сычуань, и не только на Юннань, но и на Тибет". Или ещё, тоже недвусмысленно: "С установлением нашего влияния в Южно-Центральном Китае и Тибете, и с открытием их рынков для наших товаров и их естественных богатств для нашей эксплуатации, Англии будет нанесён сильный удар..." (кстати, замечание не в тему. Просто я, когда впервые прочёл сей документ, то полчаса ржал. Мы собирались ввозить в Китай товар и вывозить сырьё. Не, ну хто жЪ знал, как стёбно будет смотреться эта мысль век спустя, когда история всё-таки пошла по другим рельсам, ржавым и корявеньким. - А некоторая корявость уже назревала, поскольку новый министр внутренних дел гр. Муравьёв своими агрессивными и поспешными действиями с захватом Порт-Артура и Да-Лянь-Ваня вопреки заключенным договорам, заложил предопосылки для русско-японской войны. Однако война ещё нескоро...).
      Вернёмся к Дорджиеву. Из Петербурга он отправился в Калмыкию, пообщался с воодушевлённым населением, а после, по рекомендации Куропаткина, сделал визит к Войску Донскому. - Где с подъесаулом Нараном Улановым обсудил возможность посылки калмыков-военнослужащих в Тибет, в качестве военных инструкторов. Сразу после путешествия по калмыцким степям Агван Дорджиев совершил краткую поездку в союзную (союзную России) Францию, где по просьбе будущего премьера Клемансо провёл службу для "буддийствующего парижского бомонда" (27 июня 1898 года, библиотечный зал Музея восточных искусств Эмиля Гимэ).
      Прошу обратить внимание на наличие "буддийствующего бомонда" среди порядочных французов начала ХХ века. Ага, а по возвращении из Франции в Петербург князь Ухтомский устраивает Агвану Дорджиеву встречу с буддистами из русских аристократических кругов (имеется ввиду именно русская аристократия, а не буряты Петербурга). Вот она, Дхарма-то, как расползаетсо...
      В результате визита Дорджиева в России сформировалось так называемое "тибетское лобби", активными представителями которого были столь разные личности, как князь Э.Ухтомский, С.Ольденбург, Ф.Щербатской, А.Позднеев, П.Семенов-Тян-Шанский, А.Григорьев, П.Козлов, В.Радлов, П.Бадмаев и великие князья Константин Константинович и Николай Михайлович. Самого Николая II и раньше называли "востокофилом"; не будем забывать, что ещё в юности он совершил своё знаменитое "Путешествие на Восток" (Дальний Восток и Южная Азия) - которого ранее не решался совершить ни один европейский монарх; кроме того, он откровенно покровительствовал буддизму. Не будем забывать, что именно при Николае II был открыт буддийский дацан в Петербурге - что опять же было весьма смелым шагом для европейского монарха того времени. Кстати, инициаторами с собственно буддийской стороны выступили такие гиганты, как Агван Дорджиев и Даши Дорджо Итигелов.
      Словом, что касается "тибетского лобби", - то компания, согласимся, подобралась недурственная.

      На этой оптимистической ноте беру тайм-аут и исчезаю до завтра.
     
P.S. Я сильно надеюсь и верю, что данная тема действительно интересна не только тем о-очень редким специалистам, которые ею занимаются. Публикаций по ней почему-то почти нет. Как заколдованный круг какой-то, чесслово. Зато есть ВАГОНЫ фантазий о Тибете.
     И ещё. По мере развития круговерть вокруг России и Тибета начинает принимать всё более мистические очертания. Потому что политиков и дипломатов постепенно сменят святые, перевоплощенцы и харизматические герои. Вот ща, мы до Унгерна не добрались. Хотя давеча Иван К.В. и утверждал, что Унгерн ему даже с бодуна не является, но! тёзка, не говори "гоп", что называется. Явится ышшо.

P.P.S. Пока что предлагаю такой флеш-моб: стырить из Кунсткамеру голову Джа-Ламы и с почётом и подношениями отнести оную в Гоби, - небось, развалины дворца дамби-джанцановского ещё сохранились немножко. И установить там какой-нибудь симпатичный мемориал - допустим, "Джа-Лама разрывает пасть..." (нужное имя впишем после дополнительного совещания).
« Последнее редактирование: Ноябрь 22, 2011, 11:54:16 от Иван Арсеньев »
Записан

IvanArseniev

  • Гость

Продолжим.  :)
Узнав о результатах поездки Дорджиева в Петербург, Далай-Лама пожаловал ему чин "старшего хамбо, с правом голоса во всех делах политики и веры". Вообще же тибетская аристократия восприняла сообщение Дорджиева неоднозначно: правительство Тибета было разделено на три группировки - русофилов, китаефилов и англофилов. Однако верх одержали именно русофилы, - поскольку Российская Империя воспринималась не только могущественной державой, но и страной, где "беспрепятственно процветает буддизм", - что для других европейских государств было нехарактерно. Кроме того, Дорджиев умудрился привлечь на свою сторону и симпатии простых тибетцев, доселе равнодушных к политике. Наконец, в 1900 Далай-Лама снова отправляет Дорджиева в Россию, - с подарками и посланием к Николаю II.
    Дорджиев был принят Императором в Крыму, затем состоялось совещание военного министра, министра иностранных дел и финансов, - Куропаткина, Ламздорфа и Витте. было принято решение об учреждении в Тибете русского консульства. Однако, во избежания непоняток с Англией, консульство решено было создать в Сычуани, г. Дацзянлу. Кроме того, Куропаткин недвусмысленно обещал военную помощь, и подарил Тибету германские пушки "новейшей системы".
    Вопрос о протекторате временно был оставлен открытым.
    Третье тибетское посольство (1901) было принято Россией уже совсем торжественно. Например, упоминается о роскошном фейерверке, устроенном в городском саду, и об "изображении инициалов Далай-Ламы, золотыми буквами горевших на чёрном фоне ночи" (из газетных сообщений 1901 года. Цит. по Кульганеку, "О проезде тибетского посольства из Одессы в Санкт-Петербург в июне 1901"). Инетересно, что Николай II пожелал, чтобы в качестве переводчика к посольству был прикомандирован подъесаул Войска Донского Наран Уланов (нашли, стало быть, выдающегося лингвиста), - именно тот офицер, с которым по совету Куропаткина, Агван Дорджиев тайно общался на предмет посылки военных инструкторов в Тибет в 1898 году. После высочайшей аудиенции в Петергофском дворце, состоялась встреча Дорджиева с Куропаткиным, во время которой Дорджиев передал военному министру некое секретное послание от Далай-Ламы. В совещании приняли участие также Сахаров (начальник Генерального Штаба) и подъесаул Уланов (ну, который типа переводчик).
   На этот раз результатом дорджиевского посольства стало реальное сближение России и Тибета. Личным распоряжением Николая II окончательно был решён вопрос об учреждении консульства, - что характерно, без учёта мнения Пекина. Пекин не возмутился.
   
   Ещё фишка, о которой мало кто знает. В 1900 году в "закрытой" Лхасе уже проживала скромная колония российских подданных (бурят и калмыков). Э.Кавагучи определял её численнось приблизительно в 200 человек.
   
   Пока решался вопрос об аккуратном учреждении нашего консульства в Сычуани, российская армия не менее аккуратно оккупировала Маньчжурию. В 1901 году (как бы для восстановления порядка после "боксёрского восстания" в Китае, и для охраны наших железных дорог).
   Вскоре англичане поведут себя сходным образом, а именно, стянут к Тибету войска под предлогом охраны строящихся неподалёку железных дорог. Ясное дело, Англия была обеспокоена. Нервничала Англия, и всё тут. Цитата из интереснейшего письма Керзона, адресованного статс-секретарю по делам Индии Гамильтону: "Мы не можем помешать России захватить Монголию и Китайский Туркестан (Синцзян, - И.А.)... Но мы можем и обязаны не допустить русского протектората над Тибетом". В 1902 году Керзона озаряет мысль о военной экспедиции в Лхасу, - хотя состоится сия экспедиция значительно позже.
    Позже, - поскольку Петербургу поначалу удалось разубедить Лондон. Однако в 1903 году Англия всё-таки санкционировало отправку в Тибет экспедиции Янгхазбенда: поскольку попытки англичан провести с Тибетом мирные переговоры сорвались. Лхаса объявила, что считает британцев врагами буддийской религии и общаться с ними не пожелала. Дело в том, что к этому времени в Тибете Цонгду (Национальное собрание) заняло малость непродуманную позицию. Цонгду было абсолютно уверено в том, что русский Белый Царь защитит Тибет от англичан. Кашаг (кабинет министров) Тибета мыслил более здраво, - утверждая, что сейчас Россия защитить Тибет не сможет: события разворачиваются слишком быстро, а Тибет слишком удалён от России. Аналогичной точки зрения придерживался и Дорджиев. Однако победило собрание Цонгду.

    Военная зкспедиция Янгхазбенда (1904) была не только нападением на Тибет, но и прямым вызовом, брошенным России. Однако Россия действительно не могла оказать Тибету никакой помощи, и не только из-за географической удалённости: в это же время начиналась русско-японская война. Следует отдать должное Керзону - момент для нападения на Тибет был выбран им очень недурно.
   По личному распоряжению Николая II, в Лхасу всё-таки была отправлены калмыки с подъесаулом Улановым во главе. Генштаб рассматривал также вопрос об отправке в Тибет серьёзной военно-дипломатической экспедиции под началом капитана Козлова (того самого, который сегодня известен более как путешественник-исследователь), однако этот проект был отклонён, поскольку неизбежно спровоцировал бы военный конфликт с Англией и втянул бы Россию в абсолютно нереальную войну на два фронта (Англия и Япония). Разумеется, Россия на это пойти не могла, и Англия это прекрасно понимала.
   Кстати, означенная поганая Англия нам и в начавшейся японской войне подгадить сподобилась.  Но это отдельный разговор.

   По результату: экспедиция Янгхазбенда фактически установила протекторат над Тибетом и вроде бы парализовала активность России в этом направлении. Однако в реале сия экспедиция привела к противоположным результатам: тибетцы искренне возненавидели англичан, а Далай-Лама бежал из Лхасы к русской границе. Если мы малость заглянем вперёд, то можно сказать, что именно нечестивец Керзон вкупе с не менее нечестивым Янгхазбендом, сами того не желая (то есть совсем не желая) создали предпосылки для будущей независимости Тибета.
   Кроме того, как абсолютно верно заметил князь Ухтомский по поводу британской настырности, "Англия может лишь территориально обладать ламаистским миром, духовно покорить и приблизить его к себе удастся лишь тем, кто не поднимет разрушающей длани на святыни буддизма".
    Жизнь подтвердила правоту Ухтомского: Далай-Лама уже двигался по направлению к Монголии, а ламы-предсказатели утверждали, что из Забайкалья нужно ждать появления неких великих перерожденцев. Надобно сказать, что ламы не ошиблись. пройдёт совсем немного лет, и вместо дипломатов на азиатском поле начнут сражаться ожившие легенды. - Так что в какой-то момент уже действительно трудно разобрать, где заканчивается политика и начинается иная, вполне сакральная действительность.

   
     Здесь, испытав лёгкий приступ патриотизма, столь характерного для русских буддистов (ну и ладно, что Англия временно завоевала территорию, зато Россия завоевала сердца), я временно испаряюсь.
     
     Однако хотелось бы обратить на приведённые материалы внимание некоторых неразумных неоапологетов, голословно заявляющих о ненависти буддийского ламства к России, а также внимание некоторых нерассудительных христиан (адекватных христиан прошу не обижаться, - это к ним никак не относится  :)), утверждающих, что патриотизм=православие.
     Чтой-то мне кажется, что буддист Дорджиев гораздо больше любил Россию, чем, допустим, Милюков - имевший вполне консервативное вероисповедание. Любовь к Родине - это всё-таки немного иное чувство, с религией не связанное.
Записан

Йошка

  • Users
  • *****
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 7891

      В 1767 году Екатерина II, беседуя с Хамбо-ламой Заяевым, выразила интерес к его путешествию в Тибет. Рассказ настолько заинтересовал Императрицу, что она пожелала, чтобы Заяев изложил своё повествование на бурятстком и тибетском языках. Заяев даже получил Андреевский орден "за распространение религии в соответствии с законами Российского государства" (о как!).

Для непосвященных, вроде меня, имеет смысл сказать пару слов откуда вообще на Руси взялся Хамбо-лама Заяев.
Из статьи Ф.Б.Гармаева http://etegelov.ru/conf-1/reports/60-doc-13 можно понять следующее:

Дамба Даржа Заяев - первый бурятский хамбо лама, видный религиозный и общественный деятель XVIII века, родился в 1702 году в семье Заяа Сахулага, нойона сонгольского абагатского рода. Этот род вместе с другими сонгольскими родами перекочевал в долины Чикоя и Селенги из Монголии в конце XVII века.

Д.Д. Заяев обучался в разных школах многих монастырей Лхасы (Баруун Жу), в том числе в основном в лхасском монастыре Балдан-Брейбун, на философском факультете Гоман дацана, где проучился в течение семи лет. Говорят, он долго пребывал у Далай-ламы.

После, около 20 лет обучения всем наукам, святой лама Заяев, соблюдая все обряды, получил у Панчен-Богдо обеты гецула. Панчен-Богдо благословил его, изрек благопожелание, чтобы после возвращения на родину Заяев стал Главой религии, и подарил ему островерхую шапку титим приверженцев гелукпа.

В 1731 году, вернувшись на свою родину, встретился со своими родителями, родственниками и земляками. Лама Заяев впервые совершил богослужение в войлочной юрте. Этот хурал был проведен в год водяной мыши, в 1732 году у подножия горы, называемой Отосон. Одновременно на хуралы приходили верующие из низовьев Чикоя.

По приезду на Родину лама Заяев проявил недюжинные способности - по пропаганде учения Будды среди населения, по проведению хуралов, по обучению и подготовке лам-хувараков, по строительству дацанов, установил строгие правила поведения и службы для лам, порядок работы дацанов и проведения хуралов, принятые в главном тибетском монастыре Балдан-Брейбун.

В 1731-32 годы он избрал место строительства первого дацана в местности Эргэ-Бургэ. Это красивое место с чистыми песчаными барханами на левом берегу реки Чикой, в памяти потомков «Эргэ-Бургинский», первое место для дацана Балдан-Брейбун. Когда число хувараков, которых он собрал, достигло 150, после его обращения к вышестоящим властям, был утвержден так называемый комплект лам и хувараков из 150 человек. Этим впервые был утвержден комплект штатных лам и освобождение от повинностей и поборов.

По настоянию Заяева, через канцелярию Селенгинского воеводы было отправлено прошение о строительстве дацана, на которое был получен ответ Ее Величества, разрешающий возведение храма. В 1733-35 годы началось строительство деревянного Хилгантуйского дацана.

По настоятельной просьбе Селенгинского воеводы Заяев был вынужден перенести место строительства дацана на правый берег Чикоя, в местность Хилгантуй. Ламы и миряне обратились к вышестоящим чиновникам с просьбой назначить ламу Заяева ширээтэ ламой монастыря, на что через контору Селенгинского воеводы был получен приказ о назначении его ширээтэ ламой.

В 1766 году было совершено освящение храма и пожаловано ему имя «Балдан-Брейбун».

Когда империатрица Екатерина II спросила у Заяева, каким званием наградить его за неоценимые заслуги, он пожелал назначения на должность Пандито Хамбо Ламы. Тогда в 1764 году Дамба Даржа Заяев Указом империатрицы Екатерины II получил звание Пандито Хамбо Ламы, главы Бурятской буддийской церкви, то есть стал главой над всеми дацанами и ламами в России. Это событие имело большое политическое значение для бурятского народа, поскольку положило начало объединению буддистов в единую систему церковной организации и создало условия для преодоления разобщенности между различными этническими группами бурят и формирования целостной этноконфессиональной общности бурят.

Хамбо Лама Заяев принимал участие и в общественной жизни бурятского общества. В 1767 году он был избран делегатом от селенгинских бурят в состав «комиссии об Уложении» - собрания представителей разных сословий России, созданного для разработки нового российского свода законов. 1768-69 годы он провел в Петербурге. В результате за всю свою деятельность был награжден императрицей Екатериной II.
Записан
Побойся неба! ПЖ жив! И я счастлив!

IvanArseniev

  • Гость

А ышшо Этигелов считается перерождением Заяева. Заяев же, в свою очередь, почитается как перерождение Дхармапы и манифестация Будды Манчжушри. :)
Записан

Йошка

  • Users
  • *****
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 7891

Я почему о Хамбо-ламе Заяеве заговорил, так это именно для того, чтобы была понятна связь между Российской империей и Тибетом. Потому как дело не только железных дорогах и политических играх, но и в культурной интеграции.

Если я правильно понимаю, дацан "Балдан-Брейбун" сейчас  выглядет примерно так:


Говоря о самих буддийских дацанах, стоит упомянуть, что они являлись скорее не храмами, а монастырями. Наиболее крупные дацаны имели три факультета — общий (философский — цанид), медицинский и тантрический, в небольших дацанах был только общий факультет; на тантрический факультет принимали только монахов, получивших общую философскую подготовку, а в группы по изучению «Калачакра тантры» — только самых способных из числа допущенных к изучению тантр.
К 1887 году, в 29 бурятских дацанах Забайкалья типографии издали около 600 названий книг и брошюр на тибетском и монгольском языках. В Цугольском было выпущено 169 наименований книг, Гусиноозерском — 97, Эгитуевском — 44, Чесанском — 30 наименований.

Вообще мне было бы интересно взглянуть как в бурятских дацанах преподают йогачару, которая по мнению Торчинова является, по-видимому, сложнейшей из всех не только буддийских, но и вообще индийских систем. Даже если ознакомиться с классической буддийской философией мысль об нецивилизованности Тибета и отшибает сразу  :)

Кто знает к чему бы привела "Еврозийская симфония" если бы ей было суждено быть исполненной? В книжках Холма ван Зайчика атмосфера этой симфонии довольно заманчива  :ab:

Сама Бурятия находится от туточки, а западнее ее находится буддийская же республика Тыва.

« Последнее редактирование: Декабрь 01, 2011, 22:21:30 от Йошка »
Записан
Побойся неба! ПЖ жив! И я счастлив!

Йошка

  • Users
  • *****
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 7891

Пока Арсенич не протестует, я позволю себе маленькое отступление о появлении буддизма на территории современной России.

1. Согласно китайским летописям, ранние формы буддизма существовали еще во времена Тюркского каганата, который возник во второй половине VI в. на обширной территории Центральной Азии и вскоре распался на две части. Северные тюрки сосредоточились в районе озера Байкал, где позднее образовалась Бурятия; южные — в долине реки Енисей, на территории современной Тувы. Тюрки также населяли значительную часть Монголии, Синьцзяна и Средней Азии.

Американский буддолог А.Берзин считает, что буддизм впервые проник в Тюркский каганат из Согдианы в форме Хинаяны, которой, начиная с конца Кушанского периода (II-III вв. н.э.), были также присущи некоторые черты Махаяны. Это было, по его мнению, первой волной буддизма, достигшей Монголии, Бурятии и Тувы. Бугутская надпись, содержит сведения о важнейших событиях в политической, военной и культурной жизни Первого тюркского каганата, относящиеся к периоду совместного правления Таспара и Махан-Тегина (553–581). На это время пришлось и официальное принятие буддизма в Первом каганате. Начальные шаги для официального внедрения буддизма в тюркскую среду были сделаны еще при Мухан-кагане (553–572), когда, как сообщают китайские источники, в Чаньане был построен первый буддийский храм. Однако приоритет сторонникам буддизма в каганской ставке был обеспечен только при Таспаре. Бугутская надпись также сохранила сообщение о важнейшем этапе распространения буддизма у тюрков — создание сангхи — общины монахов в центре каганата.


О Бубудской надписи можно вкратце сказать следующее:
В 1956 г. монгольский археолог Ц. Доржсурэн обнаружил в Арахангайском аймаке МНР, примерно в 10 км к западу от Бугута, погребальный комплекс тюркского времени (VI-VIII вв.). На невысокой прямоугольной земляной насыпи был сооружён каменный курган, к юго-востоку от которого стояла стела из бурого песчаника. Стела была установлена на спине каменной черепахи, содержала надписи на четырёх гранях и сохранялась в первоначальном положении с момента установки. Верхняя половина стелы частично обломана. Обнаружены также основания шести деревянных столбов, поддерживавших крышу над стелой; серая, слабого обжига черепица найдена тут же.
http://kronk.narod.ru/library/klashtorny-livshiz-1971.htm

2. Особая роль в распространении буддизма в Центральной Азии принадлежала уйгурам — тюркоязычному народу, родственному тувинцам. В середине VIII в. они завоевали северных тюрков и правили на территории Монголии, Алтая, Тувы и прилегающих к ним районов до середины IX в. В начале Х в. уйгуры испытали некоторое влияние буддизма из Согдианы и Китая, хотя в основной своей массе продолжали оставаться последователями манихейства — религиозного учения, основанного еще в первой половине III в. персом Мани на базе различных религиозных традиций. Они приняли согдийскую письменность, которая позже трансформировалась в уйгурскую и легла в основу монгольской письменности. Именно в это время уйгуры начали широко переводить буддийские тексты с согдийского и китайского языков. Через некоторое время значительную часть переводов они уже осуществляли с тибетских текстов, что привело к преобладанию тибетского влияния в уйгурском буддизме.

Благодаря уйгурам и их переводам кочевые племена Центральной Азии получили первое представление о буддизме. О проникновении его в Монголию свидетельствуют фрески с буддийскими текстами, обнаруженные при археологических раскопках Карабалгасуна. На знакомство тувинских племен с буддизмом указывают изображения будды Амитабхи, известного больше как Будда безграничного света, впервые распространившиеся в Туве в уйгурский период.

3. Начиная с Х в. все больше стала возрастать роль Тибета как преемника индийского буддизма. Постепенно из Тибета буддизм стал проникать в соседние страны. Наиболее масштабным было его распространение в Монголии в XIII в. Это была вторая, более крупная волна распространения буддизма в Центральной Азии, совпавшая с процессом образования раннефеодального монгольского государства, основателем которого был предводитель известного рода кият-борджигинов Чингисхан (1155–1227).

Археологические и письменные источники свидетельствуют, что политика, проводимая монгольскими ханами во главе с Хубилаем, в конечном счете внедрила буддизм в среду захваченных ими тюркоязычных племен. Чтобы закрепиться на захваченных территориях, нейтрализовать сопротивление местных племен и создать базу для снабжения монгольской армии оружием и продовольствием, монгольские феодалы довольно успешно проводили политику колонизации покоренного населения, создавая военно-пахотные поселения, в которых трудились в основном плененные жители.

Несколько военно-пахотных поселений было создано и на территории Тувы. Богатство природно-сырьевых ресурсов Тувы и наличие мастеровых людей позволило монголам создать здесь ремесленно-хлебопашеские поселения для пленных из Северного Китая.

Колонисты совместно с местными жителями-ремесленниками и земледельцами основали в Центральной Туве не только земледельческие поселения, но и города, которые просуществовали до XIV в. Археологические исследования обнаружили здесь остатки шести городов и двух поселений. Раскопки выявили, что почти во всех городах находились буддийские храмы, часовни и пагоды, построенные по общим для всей Юго-Восточной Азии строительным канонам эпохи Сун (1160–1279) и Юань (1260–1368), характерным для градостроительной культуры Монгольской империи. Буддийские храмы чаще всего располагались в обособленных дворах с глинобитными стенами и пристройками, в которых жили монахи.

Из археологических раскопок также очевидно, что все храмы имели богатый наружный декор, квадратные с коллонадами залы для богослужения. Здесь на особых пьедесталах покоились искусно вылепленные из глины статуи буддийских божеств, расписанные различными красками с преобладанием позолоты. На городище Оймак, что находится на территории современного Улуг-Хемского кожууна на левом берегу Улуг-Хема, были найдены обломки гранитной статуи Будды и высеченная из песчаника буддийская львинообразная химера.

После смерти Хубилая в 1294 г. позиции буддизма значительно ослабли. Между преемниками Хубилая разгорелась ожесточенная борьба за власть.

4. Только во второй половине XVI в. появились некоторые признаки активности и подъема материальной и духовной культуры в монгольском обществе. По мнению ряда исследователей, это был своеобразный «монгольский ренессанс», в основе которого лежала, с одной стороны, активизация борьбы за объединение разрозненных монгольских земель, с другой — широкомасштабное распространение буддизма, но на этот раз главной его формой была традиция Гелуг.

Государство Алтын-ханов возникло в конце XVI в. в результате интеграционных процессов, охвативших монгольское общество. С именем первого Алтын-хана связано утверждение буддизма в Западной Монголии. При нем были изданы религиозные указы, носившие ярко выраженный антишаманский характер: запрещалось хранить онгоны и приносить им кровавые жертвы, устраивать шаманские камлания, призывать духов и т.д.[95] Все эти запреты были позднее подтверждены монголо-ойратским сводом законов в 1640 г.

Отказавшись от услуг шаманов, Алтын-хан всячески поощрял деятельность буддийских монахов. В его владениях жили монахи-беглецы из Китая, тибетские ламы, плененные им во время походов. Абатай-хан, современник Алтын-хана, содействовал распространению буддизма на севере страны, в Халхе. Он был инициатором строительства буддийского монастыря Эрдени-Дзу на месте древней столицы империи Каракорум. http://www.fidel-kastro.ru/religia/bud_tuva.htm
Записан
Побойся неба! ПЖ жив! И я счастлив!

Йошка

  • Users
  • *****
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 7891

И вот интересный момент с которого может быть и стоило начать "Евразийскую симфонию":

Очень ценные сведения оставили после себя русские послы, посетившие в 1617 г. государство Алтын-ханов с миссией дипломатических переговоров о переходе монгольских ханов в русское подданство, которая на третий же день завершилась успешно. В их сообщениях содержится много любопытных деталей, по которым можно судить о влиянии и значении буддийской религии в монгольском государстве. Например, интересен рассказ Василия Тюменца о некоторых подробностях жизни в ставке Алтын-хана. Во время приема русских Алтын-хан был одет в атласное платье; на его сыновьях и приближенных были также цветные атласные или камчатые платья. Все сидели на полу, устланном коврами, в традиционной позе. Первый прием был устроен в буддийском храме, обитом внутри цветными выбойками, коврами и ордынским войлоком. В конце приема после длинных приветствий, расспросов и разговоров была устроена пуджа, во время которой внимание В.Тюменца привлек трон, на котором восседал ведущий службу хутухта: «…а сидел кутукта — особенно устроено место рундуком, выше царева места, и обито кругом алтобасом золотным»; над ним на стенах висели буддийские танка и всевозможные картины с текстом, написанные письмом «неведомо каким»; все присутствующие пели «по книжному по их вере». Хутухта, проводивший службу, был тибетцем, жившим в ставке Алтын-хана на правах высокого гостя. О нем В.Тюменец сообщает, что родившись, он сразу «грамоте знал», прожил всего три года, а затем умер; пролежав в земле пять лет, он ожил, причем ни грамоты, ни людей не забыл. Здесь легко угадывается история перерожденца, которая, кстати, повторяется в сведениях других русских путешественников.

Очень детально описаны В.Тюменцом предметы буддийского культа: «…боги написаны на бумаге… перед ними три кубки, золочены. Неведомо какие, да блюдцев малых с 10; да перед ними стоят свечи тоненки, неведомо какие: только курятся, а пламени от них нет; а колокольчики невелички стоят тут же у рундучка, повешены у стены. И книги у них есть, и пение по их вере, — вечерни, завтрени и обедни по вся дни живут; кланяются до земли; да у них же чотки, костяные и каменные. А платье на том кутукте и его крылашенях походило на греческое, без рукав, носят на опашку. А бог у них вылит в золоте, что ребеночек невелик».

Вслед за Василием Тюменцом ставку Алтын-ханов посетил другой русский посол Иван Петлин. В его путевых заметках встречаются интересные и часто восторженные описания религиозных обрядов, которые ему пришлось впервые наблюдать там. В частности, большое впечатление на него произвели буддийские монастыри со своими оградами, большими воротами и храмами, сверкающими позолотой и яркими красками, которые он поначалу почему-то принял за города, отдаленно напоминающие русские, где также звонко звенят колокольчики и куда, войдя, уже не хочется выходить. Но больше всего тронуло воображение русского посла внутреннее убранство монастырей, где на стенах и дверях висели разные образы, выкрашенные в краски, «болваны вызолочены сусальным золотом с ног до головы», «горят свечи неугасимые с салом говяжьим», а главный храм поделен на две части, на правой стоят верующие мужского пола, на левой — женского, и «люди эти монгольские» кланяются лбом до земли. Поразили И.Петлина также внушительные службы в храмах, где «страх велик человека возьмет», когда «затрубят в трубы, да станут бить в бубенцы, да припадут на коленцы, да руками сплеснут» и запоют хором свои молитвы.

Описывая лам, живущих при монастырях, И.Петлин обращает внимание на их одежду, которая выделяла их из общей массы. Дело в том, что, когда сангха сложилась в самостоятельную организацию, Первый Богдо-гэгэн Дзанабазар придумал для нее специальную одежду желто-красного цвета с широкими рукавами (по другим данным, темно-бордового цвета без рукавов) для ношения главным образом в свободное от выполнения церемоний время. Он также на основе уйгурской письменности разработал особый алфавит — союмбу и предписал ламам пользоваться им при транслитерации тибетских и санскритских слов. Такая активная деятельность тибетского иерарха на религиозном поприще, с одной стороны, укрепляла позиции тибетского буддизма при дворе монгольских ханов, с другой — обеспечивала устойчивое влияние тибетской культуры на монгольскую среду.

В 1654 г. путь Василия Тюменца и Ивана Теплина повторил Федор Байков, которого русский царь Алексей Михайлович Романов отправил в составе нового посольства в Китай и Монголию. В это время ойратские ханы во главе с Батур-хунтайджи распространили свою власть на всей территории между Тянь-Шанем и Саянами, озером Балхаш и Хангаем. В числе побежденных оказался и Алтын-хан Омбо-Эрдэни, бежавший за Саяны и принявший русское подданство. Вскоре Джунгарское ханство вступило в войну с Халхой, в результате которой подвластное джунгарам население стало быстро разоряться и истощаться, положение рядовых монголов мало чем отличалось от положения большинства


Я прошу прощения за избыточное цитирование, но текст дюже интересен. И вот вопрос - правильно ли я понимаю, что монгольские ханы Алтын-хана изъявили желание стать российскими подданными? Почему тогда Федор Байков не закрепил это замечательное начинание?
Записан
Побойся неба! ПЖ жив! И я счастлив!

IvanArseniev

  • Гость

Йошка, спасибо за интересный рассказ! :ay:

Цитировать
И вот вопрос - правильно ли я понимаю, что монгольские ханы Алтын-хана изъявили желание стать российскими подданными?
Ага. :ab: Про незаконченную миссию Байкова сам поведаешь?
Записан

Йошка

  • Users
  • *****
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 7891

Про незаконченную миссию Байкова сам поведаешь?

Мне кажется лучше бы про посольство 1617 года сначала побольше рассказать. Иван Петлин же вроде до Китая и составил "Росписи китайскому государству и пообинскому и иным государствам, жилым и кочевым улусам и великой Обе реки и дорогам". Правда мнению Карамзина , Иван Петлин составил свою "Роспись" по записям казаков Ивана Петрова и Бурнаша-Ялычева , бывших в Китае в 1567 году.
« Последнее редактирование: Декабрь 11, 2011, 17:30:40 от Йошка »
Записан
Побойся неба! ПЖ жив! И я счастлив!

IvanArseniev

  • Гость

Йошко, а продолжение хде?
Всем ведь интересно. Я понимаю, что тебе тяжко быть одиноким лектором, - но это временно.
Повествуй дальше, злодей. А то, понимашь, затормозил на самом интересном месте, - а как же мы?
Записан

Йошка

  • Users
  • *****
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 7891

Йошко, а продолжение хде?
Всем ведь интересно. Я понимаю, что тебе тяжко быть одиноким лектором, - но это временно.
Повествуй дальше, злодей. А то, понимашь, затормозил на самом интересном месте, - а как же мы?

С продолжением сложно, потому как вопрос непростой, но попробуем для начала разобраться откуда растут ноги Российско-Китайских отношений.

Итак, что было вообще известно на Руси о Китае.

Барон Сигизмунд фон Герберштейн  — австрийский дипломат. Наибольшую известность, как в России, так и за её пределами, приобрёл за свои обширные труды о географии, истории и внутреннем устройстве Московского Великого княжества и царства.



Сигизмунд Герберштейн  дважды посетил Московское государство: в 1517 выступал посредником в мирных переговорах Москвы и Литвы, а в 1526 — в возобновлении договора 1522. Продолжительность этих визитов (9 месяцев в 1517) позволила ему изучить действительность во многом загадочного тогда для европейцев Московского государства. Изображен в шубе, подаренной московским царем.



Как свидетельствует карта, опубликованная Сигизмундом Герберштейном в 1549 год после его поездок в Россию, в XV в. существовало мнение, что Обь вытекает из «озера Китай» (Kithay lacus), рядом с которым находится «царство Китай», со столицей в Ханбалыке.

Миссия Петлина
— первая официальная поездка русских в Китай в 1618—1619.
Путешествие было совершено по инициативе тобольского воеводы князя И. С. Куракина. Миссию из 12 человек возглавили томские казаки учитель Иван Петлин (владевший несколькими языками) и А. Мадов. Миссии было поручено описать новые пути в Китай, собрать сведения о нём и соседних странах, а также установить истоки реки Обь. В Китае Петлин должен был объявить, откуда прибыла миссия, и выяснить возможность установления дальнейших отношений с Китаем.

Выехав из Томска 9 мая 1618 вместе с послами монгольского «Алтына-царя» (Алтан-хана), миссия поднялась по долине Томи, пересекла Горную Шорию, перевалила Абаканский хребет, Западный Саян и проникла в Туву.
В конце августа миссия добралась до Пекина, где вела переговоры с представителями правительства династии Мин.
Из-за отсутствия подарков Петлин не был принят императором Чжу Ицзюнем, но получил его официальную грамоту на имя русского царя с разрешением русским вновь направлять посольства и торговать в Китае; что же касается дипломатических сношений, то их предлагалось вести путём переписки.
Грамота десятки лет оставалась не переведенной, пока Спафарий не занялся её изучением, готовясь к своему посольству. Распространённое выражение китайская грамота касалось именно этого документа, который лежал в посольском приказе, и содержание которого оставалось загадкой.
В дальнейшем Россия, занятая войнами с Польшей и Турцией, долгое время не возобновляла связей с Китаем. Тем не менее миссия И. Петлина имела немалое значение, а отчёт И. Петлина о поездке — «Роспись Китайскому государству и Лобинскому, и иным государствам, жилым и кочевным, и улусам, и великой Оби, и рекам и дорогам» — стал ценнейшим, наиболее полным со времён Марко Поло описанием Китая, содержащим сведения о сухопутном маршруте из Европы в Китай через Сибирь и Монголию. Уже в первой половине XVII века «Роспись» была переведена на все европейские языки.

Про посольство до Петлина вот какая история:

«В IХ томе «Истории Российской» Николай Михайлович Карамзин сообщил о найденной в Императорской Публичной библиотеке в Петербурге рукописи «по списку Толстовскому», содержащей историю первого русского путешествия в Китай 1567 года. В 1849-м этот текст напечатал известный собиратель древних рукописей И. Сахаров в «Сказаниях русского народа». Из рукописи следовало, будто бы Иван Грозный по примеру других цивилизованных монархов отправил казаков во главе с атаманами Иваном Петровым и Бурнашом Елычевым «с грамотами к неизвестным народам». «Однако, к сожалению, датировать установление русско-китайских отношений 1567 годом не приходится. Перед нами подделка, которых в изданиях Сахарова немало. Она сделана на основе подлинного текста, описывающего путешествие казака Ивана Петелина, добравшегося до Поднебесной в 1618 году».

Стало быть, cчет можно вести с 1618 года. Посмотрим же, как развивались Российско-китайские отношения в дальнейшем.
« Последнее редактирование: Декабрь 11, 2011, 18:32:49 от Йошка »
Записан
Побойся неба! ПЖ жив! И я счастлив!

Йошка

  • Users
  • *****
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 7891

Забросили интересную тему, а тут славный обзор о пребывании цесаревича Николая в Бурятии:
http://humus.livejournal.com/2651717.html#cutid1

Николай Александрович Романов, будучи наследником престола и возвращаясь из «кругосветного» путешествия, посетил Заб. обл. (10–19.6.1891). В с. Покровка общался с местным населением, казаками и бурятами. В Сретенске, Нерчинске и Чите в честь его приезда сооружены триумфальные арки. До Нерчинска следовал на пароходе «вестник», далее в экипаже. Останавливался в сс. Горбица (11 июня), Кара, Уктыча (12 июня), ст. Сретенск (13 июня), г. Нерчинск (14 июня), сс. Мирсаново и Казаново (15 июня), Размахнино, Князе-Урульга, Кайдалово и Турино-Поворотное (16 июня), Маккавеево, Атамановка, г. Чита (17–18 июня).. Буряты радушно встречали Наследника в степях.Встречался с представителями агинских бурят на р. Тура, где был построен юртовый городок, в центре к-рого для цесаревича поставили юрты из 10 раздвижных стен с полным убранством, установили трибуну для зрителей конно-спортивных и др. состязаний. В состав агинской делегации во главе с гл. тайшой Ж. Зоригтуевым входили рук. Агинской степной Думы и знатные люди С. Зодбоев, Ж.(Д.) Бодийн, Э. Вамбоцыренов.

Агинская Степная дума



Встреча цесаревича произошла на ж.-д. ст. Турино-Поворотное.

Цесаревич Николай Александрович с выборными бурятами Агинского ведомства (17 июня 1891 г.), Хамбо лама Даши-Доржо Итигэлов, Иволгинский, Баргузинский, Ацагатский и Цугольский дацаны



После торжественной церемонии с вручением хадака царский кортеж в сопровождении всадников, вооруженных луками и стрелами, направился к юртовому городку. 17 июня в честь цесаревича был устроен спортивный праздник «эрын гурбан наадан» («три игры мужей»): стрельба из лука, борьба и конные скачки.



Победителям и участникам наследник вручил награды золотыми и серебряными деньгами. Конь, победивший на скачках, подарен цесаревичу, к-рый, в свою очередь, подарил его мальчику-наезднику. Также Николаю была подарена юрта, в к-рой он ночевал.

Далее по ссылке на ЖЖ.
Записан
Побойся неба! ПЖ жив! И я счастлив!

Admin

  • Малиновые штаны
  • Традиция: Буддизм/Дзогчен

по ТВЦ идет про Бадмаева и присоединение.
Записан
0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.