Итак, предлагаю неспешно обсудить, как и каким образом складывался церковный бюджет. Тему специально открываю в разделе "История", дабы ограничить круг рассматриваемых вопросов делами мирскими. Появление обсуждений, выходящих за рамки данной темы, прошу модераторов отделять в соответствующие разделы.
Начну, пожалуй, с цитаты, любезно предоставленной ИванЕ:
Русская Церковь
На Руси церковная Д. не взималась регулярно. Первое упоминание о ней содержится в древнейшем из известных русских юридических актов - Уставе кн. Владимира. Устав содержит перечень лиц и дел, подлежащих суду митрополита. Перечень предваряется сообщением о пожаловании Д. от всех княжеских доходов на содержание каменного собора, получившего в связи с этим название «Десятинной церкви», и всей митрополии (Российское законодательство X-XX веков: В 9 т. М., 1984. Т. 1: Законодательство Древней Руси. С. 40).
В удельную эпоху Д. вводилась в отдельных княжествах. Принципиальное отличие Д., существовавшей на Руси, от западной заключалось в том, что она взималась не со всего населения, а только с княжеских доходов на основании пожалования и поэтому была многократно меньшей, чем на Западе.
Этот или примерно этот же текст можно встретить, если попробовать поискать что-либо про церковную десятину на Руки. Не знаю, как у Вас, но у меня создается ощущение, что, с одной стороны Церковь оказывается в подчиненном отношении к князю, а с другой, гораздо менее обеспеченной, по сравнению и со светской властью и с Католической церковью. А так ли это?
После крещения Руси, князь Владимир, построив несколько деревянных храмов, приступил к строительству первого каменного собора, названного Десятинной церковью. (Правда на сайте
http://www.pravoslavie.ru/put/56220.htm есть статья, в которой говориться, что церковь Илии на Подоле в Киеве 945 г.п. тоже была соборная и каменная, но проверить это мне не удалось.).
Церковь была освещена, и "По свидетельству летописца, в Д. ц. после завершения ее строительства (996) на хранение был положен
Устав кн. Владимира о даровании ей десятины княжеских доходов: «Даю церкви сей Святей Богородице от именья моего и от град моих десятую часть» (ПВЛ. С. 55; первоначальный текст Устава не сохр., архетип существующих редакций восходит к сер.- 2-й пол. XII в.)." Цитата взята
здесь и там же есть хорошая статья про саму Десятинную Церковь.
В более поздней Никоновской летописи этот момент описан так:
«В лето 6501. Благословением отца своего митрополита Леонта Киевского и всеа Руси, созда Владимер церковь Пречистыя Богородици камену в Киеве, мастеры греческыми, и украси ю иконами, и книгами, и сосуды церковными. И еже что бе взял в Корсуне граде святыа кресты и честныа иконы и священныа сосуды, и то все даде в церковь Пречистыа Богородица и отцу своему митрополиту Леонту.
Даде же и десятины в соборную церковь Пречистыя Богородица изо всего своего княжениа, и от всякого суда десятое, а ис торгу десятую неделю во всех градех, и от всякого стада на всякое лето десятая, и от всякого жита на всякое лето десятое, Господу Богу и Спасу нашему Исусу Христу, и Пречистой Его Матери Богородице, и отцем своим митрополитом Киевским и всея Руси».
Итак Церковь, причем в данном случае совершенно конкретный храм, получает в свое распоряжение так сказать 10% федерального бюджета
Продолжение следует...