Другой вопрос, говорит-ли наличие серебряных ложек и пирамид о наличии нравственности, счастья и о здоровье общества?
На мой взгляд - наоборот. Чем больше понтов, тем менее здорово общество.
Да ладно?
Вы и впрямь считаете, что культура - это лишь понт? Напрасно.
Вообще рассуждения о том, какое общество более счастливо - немношка бессмысленны. Особенно ежели речь об обществе, сами представления о котором по большей части фантазийны. Присутствующие, к несчастью, не имеют возможности собственными глазами узреть счастье и несчастье древнего человека, - а если бы и имели, то не осознали бы, поскольку лезли бы к этому счастью\несчастью с собственными мерками.
Однако исходный вопрос темы был не о мифологеме счастья, - а об уровне развития. И вот жись показывает, что идиот зачастую более счастлив, чем не-идиот. И уж всяко более грубый человек счастливее своего более утончённого собрата. Поэтому чьё-то счастье ни в коем случае не может считаться показателем какого бы то ни было "развития".
Опять же, об "уровнях развития". Тут, робяты, надоть определиться, - о каком именно развитии речь, а потом ужо и уровни сверять.
Когда австралийские аборигены столкнулись с экспансией европейцев, они проиграли всухую, поскольку в мировоззренческих установках австралийцев отсутствовали такие понятия, как "война" или "конкуренция". Можно ли считать в связи с этим уровень развития общества австралийских аборигенов более низким, чем уровень развития европейского общества? - Ни в коем разе. Австралийская культура во многом превосходит европейскую. Можно ли говорить, что уровень европейской культуры ниже? - Опять же, ни в коем разе. Просто эти культуры нельзя сравнивать, - они существуют в разной системе координат.
То же - о большинстве иных культур.
А ежели не ограничивать беседу культурой, а рассуждать о развитии общества
вообще, - то, признаться, я затрудняюсь с определением темы разговора, ибо не совсем понимаю, какое развитие имеется ввиду.
Отсюда мораль: давайте для начала определимся с двумя пунктами.
Во-первых, какое именно развитие мы рассматриваем.
Во-вторых, от каких критериев отталкиваемся.
Без этого, боюсь, мы и дальше будем сравнивать дрозда с авианосцем, попутно фантазируя, кому на Земле жить хорошо.