Про "сакральную точку зрения" египтян - поподробнее, пожалуйста.
Собственно, строительство гробниц имело сакральный подтекст - сохранит тело фараона для загробной жизни.
Я почему-то так и предполагал, что Вы это скажете. И не потому, что я прозорлив, - а потому что нелюбознательность имеет свойство проявляться очень предсказуемо.
Во-первых, г-н Волков, представления египятн о посмертии очень отличаются от "загробной жизни" в нонешнем понимании. Египет в этом смысле, можно сказать, уникален. Если у большинства народов погребальный обряд состоит в первой части из прощания, а во второй - в чётком определении границ между миром живых и миром мёртвых, - то египетский погребальный ритуал направлен на
стирание означенной границы. То есть предполагается, что Ка ("двойники") ушедших могут возвращаться в мир живых тогда, когда захотят. Именно для этого нужно сохранение тела, имени и памяти; для этого же предусматривается ритуальное преображение определённых функций.
В строгом смысле, умершие для египтян - это не ушедшие на "ту сторону". В сметри человек обретает полноту "обеих сторон", недоступную живым.
Таким образом, место погребения является не местом поминовения усопшего, а точкой, которая соединяет миры для умершего. Это его
вход в мир живых.
Во-вторых, фараон Древнего Египта - это, знаете ли, не дядечка на троне. Это воплощение Божества: при жизни - Гор, после смерти - Осирис; одновременно с этим фараон считается также сыновним воплощением Ра. Причём заметьте: это не символика, это реальная вера. И если после смерти обычный умерший отождествляется Озирисом лишь в ситуативно-ритуальном смысле (смерть и воскресение), то связь фараона с Богами носит совершенно иной характер.
Почитание фараона - это почитание Божества. И здесь интересно, что сам фараон в своей человеческой ипостаси почитает себя в ипостаси божественной. Аналогичная фишка присутствует в мистических практиках многих народов: когда человек использует метод самоотождествления с кем-либо, он делает приношения не только персонажу, - но и себе
в качестве означенного персонажа.
Поэтому если фараон строит себе замечательную гробницу, - это такое же
проявление благочестия, как и строительство храмов. Тем более, что в данном случае гробница является
точкой перехода для двойников Божества.
Дык это я ещё не затрагиваю такой интересный аспект египетской религиозности, как
время повторения рождений.
А вот если бы пирамиды выполняли только функции гробниц (как Вы полагать изволите), - то было бы очень сложно объяснить, почему один и тот же фараон строил порою по нескольку пирамид в разных местах.
Фараон - он, конечно, Бог, это однозначно. Но оставить после себя несколько трупов проблематично даже фараону.
И, наконец, в-третьих, в Египте существовала устойчивая легенда относительно причин создания гигантских пирамид. "Устойчивая" - это значит, имевшая общепризнанный характер. Согласно легенде, Хуфу было предсказание от Маат, что Египет ожидают очень трудные времена, и продлятся они на время правления трёх фараонов, начиная с Хуфу. Характер же бед предопределён не был. Тогда Хуфу решил заменить непредсказуемые трудности на трудности контролируемые, - и затеял строительство пирамиды, которое по факту преобразило реальную жизнь Египта, подчинив её себе. Хафра и Менкаура продолжили стратегию Хуфу. Однако Менкаура - по легенде, наиболее милосердный из трёх фараонов, - не хотел выматывать народ, уже и без того качественно вымотанный. Поэтому он построил небольшую пирамиду, зато придумал фокус со временем, позволивший сократить период бед. Правда, этим он сократил и собственную жизнь.
Безусловно, легенда - это лишь легенда; однако её устойчивость интересна.
Сноска мелким шрифтом: Хуфу, Хафра и Менкаура - это те самые фараоны, чьи имена на варварском наречии звучат как Хеопс, Хефрен и Микерин.
Но с этой стороны необъяснимо, почему каждый стремился построит пирамиду круче, чем у предшественника.
А вот это действительно необъяснимо, - поскольку является порождением Вашей фантазии, г-н Волков.
Никто не стремился "построить пирамиду круче, чем у предшественника". Если говорить о Великих пирамидах, то самой высокой из них является
первая, - то есть пирамида Хуфу. Пирамиды Хафры и Менкауры последовательно уменьшаются в размерах, причёмl даже пирамида Менкауры выглядит достаточно скромно, - не говоря уж о пирамидах, построенных в более позднее время.