Часть первая, -
О зеркалах, о беспросветной радуге и о дуракеНачнём с буддийской теории познания.
С этого никогда не начинают, поскольку тема считается очень сложной, - а между тем, без этого будет категорически неясно, обо что речь в буддизме. Пока человек не разберётся в этой системе, он так и будет думать, что Сансара - это мир, а Нирвана - некий антипод мира. И что буддист спит и видит, как бы в этой самой Нирване самораствориться. А вот нетушки.
Итак, первое пояснение, которое необходимо для понимания буддизма. Буддизм рассматривает только восприятие, и совершенно не касается вопросов объективного мира. Это не значит, что буддизм отрицает существование этого самого объективного мира. Отнюдь. Буддизм исходит из того, что любые суждения об объективном мы можем строить только опираясь на собственное восприятие, и не иначе. Это может быть чувственное восприятие, интуиция, воображение, академическое знание, - неважно. Важно, что человек так или иначе воспринимает вещь или явление; - и только на этом основании вещь или явление существуют для воспринимающего.
Поэтому, с точки зрения буддийской теории познания,
быть=познаваться.
Вот это правило надо высечь золотыми буквами на видном месте и никогда не забывать о нём, когда заходит речь о буддизме.
И когда заходит речь о Сансаре или о Нирване, - важно помнить, что речь идёт не о мире и не о мирах.
И Сансара, и Нирвана - это формы восприятия мира. Всё. Никаких растворений и прочих отрицаний бытия.
Просто? - Просто. Как барабан.
А таперича можно перейти от простых и очевидных вещей к более сложным.
Ежели Сансара и Нирвана суть разные формы восприятия, то возникает вопрос, чем именно эти формы различаются. И тута прошу быть внимательнее, поскольку здесь тоже всё просто, но непривычно, поэтому кажется мозгодробительной штукой.
Буддизм исходит из того, что природа живых существ совершенна и чиста. Для христиан замечу, что понимание слова "природа" в буддизме отличается от понимания слова "природа" в христианстве. В буддизме это понятие подразумевает Первоначало, Источник. Прошу также не путать Первоначало с Абсолютом или Творцом, - ничего похожего. Это нечто, чем обладает каждое живое существо во всей полноте. Собственно,
Нирвана. А таперича вопрос: ежели Нирвана - наша вечная основа, которую никоим образом невозможно устранить или повредить, то почему её надо достигать, и что в таком случае есть Сансара?
И мы приходим к следующему: если Нирвана суть наша изначальная и неизменная природа, тогда Нирвана - это реальность как-она-есть. Сия неизменная, изначальная реальность определяется тибетским термином
йондуб (санскр. - паринишпанна)
Йондуб - это природа вещей, её прямое и непосредственное прямое постижение.
Если же при этом мы отчего-то воспринимаем реальность как изменчивую Сансару, то проблема может быть только в нашем восприятии, а не в некоей объективной действительности. Что же может служить причиной подобных искажений восприятия? - Что же ещё, как не ложь. Если точнее, самообман.
Но что у нас является условием, необходимым для существования лжи? - Двойственность восприятия. Никакая ложь не уродится, ежели нет разделения на субъект и объект. Потому как врать в таких раскладах будет некому и нечего, согласитесь. Даже самообман подразумевает убеждение себя в чём-либо, то есть по-любому субъект и объект имеют место быть, только в случае самообмана эти двое созданы нашим воображением внутри нашего бедного мозга. Но ничего не попишешь: наш рассудок устроен так, что деление на субъект\объект (то есть двойственность) является привычной функцией, слишком привычной.
Итак, двойственность восприятия - это ещё не ложь, но условие лжи, её источник. Первичное разделение восприятия на субъект и объект, или на наблюдателя и наблюдающего, то есть то разделение, которое создаёт двойственность, - именуется по-тибетски
шенванг, а на санскритьской мове -
паратантра.
Шенванг - это реальность, отражённая восприятием.Однако восприятие - это такая штука...
Как только возникают условия для лжи, возникает и ложь. Из двойственности рождаются страх, алчность, гнев и прочие приятности. Мы забываем о непрерывности бытия, и обострённое цепляние за самость заставляет наш разум плодить враньё. Ложь - это многочисленные завесы, созданные нашим восприятием в угоду двойственности. Отделяя себя от мира, мы приписываем и миру, и себе странные свойства
отдельности. Свойства, от начала и до конца созданные нашим неведением и страхом. Вот эти самые завесы лжи именуются по тибетски -
кунтаг, а на санскрите -
парикальпитта.
Кунтаг - это брехня.Причём брехня брехне рознь. Имеет место быть невинная и красивая ложь: к примеру, такой ложью является восприятие предмета как чего-то существующего самостоятельно, и упорное нежелание видеть, что этот предмет независимо существовать не может, - подобно радуге, которая лишь видится нам. Или когда речь идёт о естественной иллюзии вообще: к примеру, небо (пространство) не имеет собственного цвета, но мы видим его то голубым, то чёрным, то огненным. Всё это - так называемый
существующий кунтаг. А есть ещё
кунтаг несуществующий. Несуществующий кунтаг - это то, что является чистой игрой воображения. К примеру, мохнатый клетчатый арбуз или дыркоглазый арбалет.
Проанализировав сказанное выше, мы легко придём к выводу, что шенванг без кунтага йондубу не помеха.
Проще говоря,
шенванг минус кунтаг равно йондуб.
А ежели ещё проще: для постижения Первоначала достаточно перестать зависеть от собственной лжи.
Замечу при этом: отказ от лжи - это не отказ от радуги или от сказочных переливов неба. Это отказ воспринимать их как нечто отдельное, в том числе и отдельное от себя. Отказ от ложной двойственности - это отказ не от собственной сути, а отказ от ограничений, которые мы создаём своей ложью.
Здесь нужны любовь и мудрость: мудрость - чтобы осознать лживость границ, а любовь - чтобы распахнуться миру, не боясь потерять себя. Тогда человек обретает свою истинную природу, неизменную суть.
Нирвана, или Природа Ума - это свобода от обусловленности, порождаемой ложью и двойственностью. И поскольку нетути слов, способных охватить изначальную ясность, свободную и спонтанную, - у нас называют её Пустотой.