Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Автор Тема: Обсуждение и комментарии к теме "Введению в буддизм"  (Прочитано 70724 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Андрей Нов

  • Гость

В двух словах суть веры.  :bc:
« Последнее редактирование: Август 30, 2013, 06:35:22 от Иван Арсеньев »
Записан

IvanArseniev

  • Гость

В двух словах суть веры.  :bc:
Умеешь ты спросить. :ag: Пошёл думать, как выразить суть в двух словах.
Записан

Андрей Нов

  • Гость

В двух словах суть веры.  :bc:
Умеешь ты спросить. :ag: Пошёл думать, как выразить суть в двух словах.
В двух словах -- это образно говоря.  :) Можно в нескольких предложениях.  :)
Основные, фундаментальные положения.
Записан

Йошка

  • Users
  • *****
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 7891

В двух словах суть веры.  :bc:

Сам дурак  :ag:
Записан
Побойся неба! ПЖ жив! И я счастлив!

Андрей Нов

  • Гость

В двух словах суть веры.  :bc:

Сам дурак  :ag:
Не ну эт совсем коротко. Как-то подробнее мона?
Записан

IvanArseniev

  • Гость

В двух словах суть веры.  :bc:

Сам дурак  :ag:
Не ну эт совсем коротко. Как-то подробнее мона?
Зато точно до совершенства.  :ag:
Причём это не в твой адрес, Андрей, не подумай. Насчёт подробнее - сегодня отпишусь.

ЗЫ. Йошка,  :az:
Записан

IvanArseniev

  • Гость

Вот, благородные нойоны, - я берусь за задачку, которую считаю для себя непосильной.
Фактически от нас просят учебник "Введение в буддизм". А хто я такой, чтобы писать такие учебники.

Проще (и, возможно, правильнее) было бы дать список несложной ознакомительной литературы. Но я этого не делаю по одной простой причине. Причина эта - личный опыт. Пока я знакомился с буддизмом по книгам, мне он был чужд и непонятен. Да, я знакомился поверхностно, не закапываясь глубоко, - но ведь и наши собеседники не будут закапываться.
     По сути, принятием Прибежища в Трёх Драгоценностях я обязан не литературе, а живому общению в Иволгинском дацане, - потому что там мне объяснили многие вещи, остававшиеся для меня ранее непонятными. Но если бы не мой грач, найденный в давнее июньское полнолунье и принёсший мне мучительные сны про Монголию и про забытую войну, - я бы никогда не перенаправил свои научные интересы с Древнего Египта на монгол-бурятский регион, никогда не оказался бы в Иволге и никогда не принял бы Прибежище.
     Поскольку я допускаю, что наши собеседники могут не найти грача и не увидеть монгольских снов,  :bm: - попытаюсь сделать для них то, что для меня сделало иволгинское ламство. А именно, объяснить на пальцах сложные вещи, которые при ближайшем рассмотрении оказываются отнюдь не сложными, а простыми и очевидными.
 :)

И этта: братва, помогайте.  :russian_ru: Если начну косячить, поправьте сразу, не дайте старому боевому товарищу попортить карму излишней самонадеянностью.  :bm: Кроме того, слёзно прошу представителей разных школ внести свои уточнения, бо мои знания касаются в основном Северного (тибетского) буддизма в бурятском исполнении. :)
Записан

Galim

  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1359
  • Традиция: Гаудия-вайшнавизм

Начни с разницы реинкарнация-перерождение :ax:
Записан
Бог всегда наблюдает за тобой, сделай так, чтобы Ему было интересно .
Счастье,имеет смысл тогда,когда есть с кем его разделить.

IvanArseniev

  • Гость

Часть первая, -
О зеркалах, о беспросветной радуге и о дураке


Начнём с буддийской теории познания. :)
С этого никогда не начинают, поскольку тема считается очень сложной, - а между тем, без этого будет категорически неясно, обо что речь в буддизме. Пока человек не разберётся в этой системе, он так и будет думать, что Сансара - это мир, а Нирвана - некий антипод мира. И что буддист спит и видит, как бы в этой самой Нирване самораствориться. А вот нетушки.
 :bm:

Итак, первое пояснение, которое необходимо для понимания буддизма. Буддизм рассматривает только восприятие, и совершенно не касается вопросов объективного мира. Это не значит, что буддизм отрицает существование этого самого объективного мира. Отнюдь. Буддизм исходит из того, что любые суждения об объективном мы можем строить только опираясь на собственное восприятие, и не иначе. Это может быть чувственное восприятие, интуиция, воображение, академическое знание, - неважно. Важно, что человек так или иначе воспринимает вещь или явление; - и только на этом основании вещь или явление существуют для воспринимающего.

Поэтому, с точки зрения буддийской теории познания, быть=познаваться.
Вот это правило надо высечь золотыми буквами на видном месте и никогда не забывать о нём, когда заходит речь о буддизме.
     И когда заходит речь о Сансаре или о Нирване, - важно помнить, что речь идёт не о мире и не о мирах. И Сансара, и Нирвана - это формы восприятия мира. Всё. Никаких растворений и прочих отрицаний бытия.
     Просто? - Просто. Как барабан.

А таперича можно перейти от простых и очевидных вещей к более сложным.  :) Ежели Сансара и Нирвана суть разные формы восприятия, то возникает вопрос, чем именно эти формы различаются. И тута прошу быть внимательнее, поскольку здесь тоже всё просто, но непривычно, поэтому кажется мозгодробительной штукой.

Буддизм исходит из того, что природа живых существ совершенна и чиста. Для христиан замечу, что понимание слова "природа" в буддизме отличается от понимания слова "природа" в христианстве. В буддизме это понятие подразумевает Первоначало, Источник. Прошу также не путать Первоначало с Абсолютом или Творцом, - ничего похожего. Это нечто, чем обладает каждое живое существо во всей полноте. Собственно, Нирвана.
      А таперича вопрос: ежели Нирвана - наша вечная основа, которую никоим образом невозможно устранить или повредить, то почему её надо достигать, и что в таком случае есть Сансара?

И мы приходим к следующему: если Нирвана суть наша изначальная и неизменная природа, тогда Нирвана - это реальность как-она-есть. Сия неизменная, изначальная реальность определяется тибетским термином йондуб (санскр. - паринишпанна)
     Йондуб - это природа вещей, её прямое и непосредственное прямое постижение.

Если же при этом мы отчего-то воспринимаем реальность как изменчивую Сансару, то проблема может быть только в нашем восприятии, а не в некоей объективной действительности. Что же может служить причиной подобных искажений восприятия? - Что же ещё, как не ложь. Если точнее, самообман.
     Но что у нас является условием, необходимым для существования лжи? - Двойственность восприятия. Никакая ложь не уродится, ежели нет разделения на субъект и объект. Потому как врать в таких раскладах будет некому и нечего, согласитесь. Даже самообман подразумевает убеждение себя в чём-либо, то есть по-любому субъект и объект имеют место быть, только в случае самообмана эти двое созданы нашим воображением внутри нашего бедного мозга. Но ничего не попишешь: наш рассудок устроен так, что деление на субъект\объект (то есть двойственность) является привычной функцией, слишком привычной.
     Итак, двойственность восприятия - это ещё не ложь, но условие лжи, её источник. Первичное разделение восприятия на субъект и объект, или на наблюдателя и наблюдающего, то есть то разделение, которое создаёт двойственность, - именуется по-тибетски шенванг, а на санскритьской мове - паратантра.
    Шенванг - это реальность, отражённая восприятием.

Однако восприятие - это такая штука...  :ag: Как только возникают условия для лжи, возникает и ложь. Из двойственности рождаются страх, алчность, гнев и прочие приятности. Мы забываем о непрерывности бытия, и обострённое цепляние за самость заставляет наш разум плодить враньё. Ложь - это многочисленные завесы, созданные нашим восприятием в угоду двойственности. Отделяя себя от мира, мы приписываем и миру, и себе странные свойства отдельности. Свойства, от начала и до конца созданные нашим неведением и страхом. Вот эти самые завесы лжи именуются по тибетски - кунтаг, а на санскрите - парикальпитта.
     Кунтаг - это брехня.
Причём брехня брехне рознь. Имеет место быть невинная и красивая ложь: к примеру, такой ложью является восприятие предмета как чего-то существующего самостоятельно, и упорное нежелание видеть, что этот предмет независимо существовать не может, - подобно радуге, которая лишь видится нам. Или когда речь идёт о естественной иллюзии вообще: к примеру, небо (пространство) не имеет собственного цвета, но мы видим его то голубым, то чёрным, то огненным. Всё это - так называемый существующий кунтаг.
     А есть ещё кунтаг несуществующий. Несуществующий кунтаг - это то, что является чистой игрой воображения. К примеру, мохнатый клетчатый арбуз или дыркоглазый арбалет.

Проанализировав сказанное выше, мы легко придём к выводу, что шенванг без кунтага йондубу не помеха.:bm: Проще говоря, шенванг минус кунтаг равно йондуб.

А ежели ещё проще: для постижения Первоначала достаточно перестать зависеть от собственной лжи.

Замечу при этом: отказ от лжи - это не отказ от радуги или от сказочных переливов неба. Это отказ воспринимать их как нечто отдельное, в том числе и отдельное от себя. Отказ от ложной двойственности - это отказ не от собственной сути, а отказ от ограничений, которые мы создаём своей ложью.
     Здесь нужны любовь и мудрость: мудрость - чтобы осознать лживость границ, а любовь - чтобы распахнуться миру, не боясь потерять себя. Тогда человек обретает свою истинную природу, неизменную суть.

Нирвана, или Природа Ума - это свобода от обусловленности, порождаемой ложью и двойственностью. И поскольку нетути слов, способных охватить изначальную ясность, свободную и спонтанную, - у нас называют её Пустотой.
 :)
Записан

IvanArseniev

  • Гость

Начни с разницы реинкарнация-перерождение :ax:
Поздняк метатсо, Галимушка.  :bm: :ax: Поздновато я узрел твой вопрос, и начал с теории познания.
Так что про реинкарнации и перерождения будет чуть позже. :az:

Кстати, если я донёс мысль недостаточно ясно, прошу всех задавать вопросы. Теория познания - штука архисложная, и нет ничего стыдного в том, что кто-то не понял её сходу.
Кроме того, прошу братьев и коллег поправить меня, если я где-то ошибся или выразился двусмысленно.


До вечера. :)
Записан

Galim

  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1359
  • Традиция: Гаудия-вайшнавизм


Буддизм исходит из того, что природа живых существ совершенна и чиста.
Тогда с чего мы вдруг начали воспринимать в плоскости двойственности,то бишь невежества?
Записан
Бог всегда наблюдает за тобой, сделай так, чтобы Ему было интересно .
Счастье,имеет смысл тогда,когда есть с кем его разделить.

IvanArseniev

  • Гость


Буддизм исходит из того, что природа живых существ совершенна и чиста.
Тогда с чего мы вдруг начали воспринимать в плоскости двойственности,то бишь невежества?
Фишка в том, что Сансара безначальна и бесконечна. То есть мы никогда не начинали воспринимать в плоскости двойственности.

Не забываем: быть=познаваться. :)

Мы не можем осознать напрямую, что и когда началось, - стало быть, для нашего восприятия у Сансары нет ни конца, ни начала. А вне нашего восприятия вообще никакой Сансары не существует по определению. Такие вот пироги с котятами.

Если рассуждать гипотетически, - а никаких иных суждений мы в данном случае предложить не можем, - то можно сказать, что спонтанная игра отблесков нашей изначальной природы бесконечно разнообразна, и беда в том, что мы переместили внимание от центра к отблескам. Но это будет гипотетично.

А ежели мы будем рассуждать практически, - то Будда совершенно правильно определил некоторые вопросы как неполезные. Это как раз вопросы, относящиеся к непроверяемым концепциям и прочему теоретическому великолепию. Ничего, кроме умножения лжи, такие концепции породить не могут.
    Человек страдает от собственных аффектов, и свои глюки неизбежно перенесёт на свои философские и религиозные воззрения. Поэтому сперва надо от ненужных аффектов избавиться, а потом бороздить просторы, так сказать.
     Как гласит древняя мудрость, - человеку со стрелой в седалище лучше не рассуждать об устройстве Вселенной, пока он не вытащит из седалища стрелу. В противном случае обеспечены печаль и неусидчивость.
 :ag: :boyan:
« Последнее редактирование: Август 29, 2013, 08:49:47 от Иван Арсеньев »
Записан

Galim

  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1359
  • Традиция: Гаудия-вайшнавизм


     Как гласит древняя мудрость, - человеку со стрелой в седалище лучше не рассуждать об устройстве Вселенной, пока он не вытащит из седалища стрелу. В противном случае обеспечены печаль и неусидчивость.
 :ag: :boyan:
Ага,Шрила Прабхупада тоже самое говорил "когда у вас пожар в доме,надо тушить,а не выяснять кто поджег",но со временем этого объяснения становится недостаточно,я думаю,пока мы это не поймем,никакого освобождения  нам не видать.Надо познать природу всего этого :amen:
Записан
Бог всегда наблюдает за тобой, сделай так, чтобы Ему было интересно .
Счастье,имеет смысл тогда,когда есть с кем его разделить.

IvanArseniev

  • Гость


     Как гласит древняя мудрость, - человеку со стрелой в седалище лучше не рассуждать об устройстве Вселенной, пока он не вытащит из седалища стрелу. В противном случае обеспечены печаль и неусидчивость.
 :ag: :boyan:
Ага,Шрила Прабхупада тоже самое говорил "когда у вас пожар в доме,надо тушить,а не выяснять кто поджег"
Согласен с Прабхупадой. :az:
Записан

Galim

  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1359
  • Традиция: Гаудия-вайшнавизм


     Как гласит древняя мудрость, - человеку со стрелой в седалище лучше не рассуждать об устройстве Вселенной, пока он не вытащит из седалища стрелу. В противном случае обеспечены печаль и неусидчивость.
 :ag: :boyan:
Ага,Шрила Прабхупада тоже самое говорил "когда у вас пожар в доме,надо тушить,а не выяснять кто поджег"
Согласен с Прабхупадой. :az:
Для начала я тоже согласен :az:,но после пожара обязательно пойду выяснять причину возгорания
Записан
Бог всегда наблюдает за тобой, сделай так, чтобы Ему было интересно .
Счастье,имеет смысл тогда,когда есть с кем его разделить.
0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.