У меня такой вопрос - может, глупый. А как представляет себе все то, о чем мы здесь говорим, этнический буддист? Я имею в виду - который не изучал всех тонкостей буддийской философии. Если спросить его о пустотности феноменов или о безначальности Сансары - что он ответит?
Наверно, он просто верит в перерождения и что для хорошего перерождения нужно заработать себе хорошую карму?
Точно не скажу, - поскольку любой "этнический" буддист нахоодится под влиянием местных до-буддийских представлений. А они везде разныя.
Я могу немножко рассказать о калмыках, бурятах и тувинцах.
Зачастую верят в то, что перерождения происходят либо внутри рода, либо как-то с родом связаны (так, преждевременно умершая мать может родиться собакой в своём доме, чтобы охранять своих детей).
Когда появляется младенец, - то по родимым пятнам и прочим отметинам ищут, чьим перерождением он является. К примеру, прадед погиб от выстрела в голову, а у правнука именно на этом месте расположено родимое пятно.
Души умерших обитают на Млечном пути, туда они уходят после смерти и оттуда возвращаются к своим родственникам в новых рождениях. Ближайшими к человеку существами считают собаку и лошадь, - и поэтому перерождения внутри цикла собака-лошадь-человек вполне нормативны, а не лучше\хуже. Когда умирает собака, ей отрубают хвост, намазывают его маслом и вставляют мёртвой собаке в зубы, - чтобы эта собака обязательно вернулась к прежним хозяевам в другом рождении.
Души умерших шаманов обычно оказываются в компании тех духов, которые были ими почитаемы, и не уходят на Млечный путь. Шаман остаётся на своей местности, пока не придёт пора родиться в одном из потомков. Великие же шаманы перерождаются очень редко, поскольку им и без рождений дел хватает. Души великих шаманов обитают в самых священных местах и почитаются наравне с Богами.