Глава пятая
КОСОВСКИЙ ЗАВЕТ
"Если Царством ты пленен Небесным,
Храм на поле Косовом воздвигни;
Не клади же мрамор в основанье:
Вместо камня - шелк и багряницу;
В этом храме причастишь ты войско.
Знай, что войско все твое поляжет,
С ним и сам ты, государь, погибнешь". (Из сербского эпоса)Вдумывался ли кто-нибудь, почему так значимо для сербов Косово? Югославия распалась на семь частей, но никто не видел лозунгов навроде "Черногория есть Сербия" или "Македония есть Сербия".
Однако "Косово есть Сербия" - это слова, выжженые огнём на сердце.
И дело здесь не в том, что Косово - это древняя земля Сербского Царства. И даже не в том, что именно Косово и Метохия были средоточием духовной жизни Сербии. Если говорить о древности, о праве крови и о сакральной истории, - то Словения, Герцеговина и Македония ничуть не менее значимы и важны. Почему тогда именно Косово?
В истории каждого народа есть нечто, присущее только ему, и не повторённое никем иным. Для сербов эта священная неповторимость заключена в Косовском Завете. У всех народов были великие взлёты и падения, - но Косово не было ни у кого.
15 (28) июня 1389 года, в Видовдан, на Косовом поле сошлись две огромные армии - армия султана Мурада и объединённая армия Сербского и Боснийского царств, возглавляемая царём Лазарем, Милошем Обиличем, Вуком Бранковичем и Влатко Вуковичем.
Османы имели численное превосходство примерно на треть - с ними шли армии вассалов и наёмников.
Турки воевали не только за территории, но и за распространение Ислама. Балканские царства защищали Православие и свою свободу. Битва на Косовом поле должна была стать решающей.
Обе армии погибли почти полностью, включая предводителей с обеих сторон. Лазарь был пленён и обезглавлен. Милош Обилич хитростью пробрался в ставку противника и заколол султана Мурада, - но и сам погиб. Вук Бранкович предал Лазаря, уведя свои войска с поля боя.
В итоге османы выиграли сражение, - но слишком высокой ценой. Продвигаться дальше на Запад они уже не смогли. Сербия же погрузилась в темноту пятивекового рабства.
Говорят, что с тех пор каждую полночь Видовдана реки Сербии текут кровью. По сей день в Видовдан ни один серб не веселится, а каждая женщина надевает на голову чёрный платок в знак памяти о погибших воинах.
Чем же стала Косовская битва для сербов? Чудовищным пораженим? - Нет. Сербы считают исход Косовской битвы - победой. Поэтому Видовдан - это траур, но и великий праздник одновременно.
Нынешним мелкорождённым "цивилизаторам" никогда не понять подобного. Не дано. Ценность биологического существования, которое они по ошибке отождествляют с
жизнью, - остаётся для них единственными возможным временем бытия, поэтому осознать нечто
вне эти существа неспособны. Они путают победы с поражениями и называют героев - "проигравшими", а предателей - "эффективно интегрировавшимися".
Однако Видовдан не нуждается в понимании мелкорождённых.
Вполне достаточно того, что он есть - и что есть люди, помнящие о его кинжальных вратах в Небо.
28 июня 1389 года сербы одержали победу, и это была одна из самых сияющих побед в истории.
По преданию, в ночь перед битвой царю Лазарю явился небесный посланец в виде сокола. Сокол предложил Лазарю выбор между земной и небесной Сербией. Если царь выбирает Сербию земную, - то османские войска будут побеждены и отброшены с Балкан, и на время царствия Лазаря в стране установится мир и процветание; что же после - неведомо. Если царь изберёт Сербию небесную, - то и он, и его войско погибнут, а страна попадёт в рабство к туркам. Но тогда каждый погибший навсегда станет воином и защитником небесной Правды, и небесная Сербия останется нерушимой.
Царь Лазарь и его войско выбрали небесную Сербию. Они уходили в бой затем, чтобы не венуться назад, - и они не вернулись.
Никогда более в истории не случалось такого, чтобы войско осознанно уходило на смерть без надежды на победу и без желания победы. Не обречённо, - но ради иной, выходящей за пределы человеческого понимания, победы.
Никогда более в истории не случалось, чтобы целая страна осознанно шла на гибель - ради сохранения Небесной Правды.
Именно Косово раз и навсегда сделало Сербию - Сербией. Память о Видовдане позволила сербам сохранить себя и под турецким владычеством, и в бесконечных войнах. Сербию невозможно ни победить, ни растлить: знамёна косовских витязей вечно хранят её зрячесть, - и оставляют открытой возможность шагнуть за пределы.
Постскриптум. Начиная с девяностых годов двадцатого века и посейчас, когда Косово поле взрыхлено бомбами и шиптарскими нечестивцами, - на месте священной битвы находят останки воинов: и знатных витязей, и простых солдат. Так вот, часто их тела оказываются -
нетленными.
Об этом никогда не напишут в газетах.
Второй постскриптум. Как известно, Сербская Православная Церковь канонизировала Николая II гораздо раньше, чем Русская Православная Церковь. Интересно, что в Сербии Николая II почитают обычно вместе с царём Лазарем.